Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А82-11981/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Второй арбитражный апелляционный суд 610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии,49 www.2aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции
28 января 2008 г. Дело № А82-11981/2007 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.В.Караваевой, судей Г. Г. Буториной, Т. В. Лысовой при ведении протокола судебного заседания судьей А.В.Караваевой, без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.12.2007 г. по делу № А82-11981/2007-22, принятое судьей Митрофановой Г.П. по заявлению Закрытого акционерного общества «Свобода» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Свобода» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - ответчик, Управление) от 25.09.2007 г. № 78-07/117 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение срока представления отчётности по валютным операциям. Решением суда от 04.12.2007 г. заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено по мотиву отсутствия события вменяемого правонарушения, так как справка о подтверждающих документах, а также сами подтверждающие документы не являются формами учёта и отчётности по валютным операциям. Управление с решением суда от 04.12.2007 г. не согласно, просит его отменить, полагает, что основанный на письме ЦБ РФ от 26.07.2007 № 04-31-2/3178 вывод суда об отсутствии события правонарушения не соответствует действующему законодательству. По мнению ответчика, поскольку согласно пункту 1.2 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России, утверждённого ЦБ РФ 18.07.2000 N 115-П, названное письмо не является официальным разъяснением норм Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение ЦБ РФ № 258-П), суд не обоснованно сделал вывод о том, что справка о подтверждающих документах не является формой учёта и отчётности по валютным операциям. При этом Управление ссылается на письмо ЦБ РФ от 19.10.2007 № 014-12-1/4507, согласно которому в разработанном проекте указаний ЦБ РФ «О формах учёта и отчётности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о подтверждающих документах отнесена к формам учёта и отчётности по валютным операциям. По мнению ответчика, исходя из смысла главы 2 Положения ЦБ РФ № 258-П справка о подтверждающих документах является формой отчётности, оформляемой и представляемой резидентами в уполномоченные банки в целях осуществления последними учёта валютных операций (порядок оформления справки установлен в приложении № 1, в силу пунктов 2.10, 2.11 банк проверяет соблюдение порядка оформления справки, согласно пунктам 2.12, 3.1 на основании её банк ведёт ведомость банковского контроля). Общество доводы апелляционной жалобы считает необоснованными. Просит оставить решение Арбитражного суда Ярославской области без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Рассмотрев апелляционную жалобу в открытом судебном заседании в установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы, имеющиеся в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения в связи со следующим. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество заключило контракт № 1/К с нерезидентом ЧП «Дверной Холдинг» (Покупатель), Украина, на поставку товара, Паспорт сделки № 06010005/0828/0001/1/0, оформлен в Рыбинском филиале ОАО «Ярсоцбанк» - банк ПС. Согласно ГТД № 10117030/031106/0001914 от 03.11.2006 года вывоз товара с таможенной территории РФ на сумму 1534042 руб. 00 коп. был осуществлен в ноябре 2006 г. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 12.01.2007 г. 25.09.2007 г. Управление вынесло постановление № 78-07/117, которым заявитель привлечён к административной ответственности за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. Общество не согласилось с указанным постановлением и обжаловало его в судебном порядке. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ. Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 указанного закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением ЦБ РФ № 258-П, согласно пунктам 2.1 и 2.2 которого резидент представляет в банк документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах. Резидент представляет в банк указанные документы в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (пункт 2.4 названного Положения). В силу непосредственного содержания указанных норм резидент обязан представлять в установленный срок в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, и справку об этих документах. Как усматривается из материалов дела, в ноябре 2006 года на основании контракта № 1/К от 10.01.2006 г. Общество вывезло товар с таможенной территории Российской Федерации, следовательно, у него возникла обязанность представить уполномоченному банку подтверждающие вывоз товара документы и справку о них не позднее 15.12.2006 г. Поскольку Общество представило названные документы только 12.01.2007 г., установленная в пункте 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П обязанность не выполнена в установленный срок. Между тем, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Соответственно, административным правонарушением признаётся не любое нарушение норм валютного законодательства, а только такое нарушение, за которое законодатель установил административную ответственность в КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям образует состав административного правонарушения, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Из смысла указанной нормы следует, что помимо прочего объективную сторону данного состава правонарушения образует несоблюдение установленных сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ). Как следует из письма ЦБ РФ от 26.07.2007 № 04-31-2/3178, в настоящее время единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не установлены. ЦБ РФ во исполнение пункта 4 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ установил порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, приняв Положение № 258-П. Таким образом, из системного толкования пункта 4 статьи 5 и пункта 4 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ следует, что законодатель и уполномоченный им нормотворческий орган (ЦБ РФ) различают два вида документов в сфере валютного контроля: документы-формы учёта и отчётности, а также документы, содержащие информацию, связанную с проведением валютных операций. Такое понимание указанных норм валютного законодательства подтверждается письмом ЦБ РФ от 19.10.2007 № 014-12-1/4507, согласно которому в настоящее время во исполнение пункта 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ разрабатывается проект указаний ЦБ РФ «О формах учёта и отчётности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж». Довод ответчика о том, что согласно письму ЦБ РФ от 19.10.2007 № 014-12-1/4507 справка о подтверждающих документах отнесена к формам учёта и отчётности по валютным операциям, и, соответственно, несоблюдение срока её представления образует событие правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отклоняется, поскольку на момент вывоза и в настоящий момент формы учёта и отчётности не установлены ЦБ РФ. Также не состоятелен довод Управления о том, что исходя из смысла главы 2 Положения ЦБ РФ № 258-П справка о подтверждающих документах является формой отчётности, оформляемой и представляемой резидентами в уполномоченные банки в целях осуществления последними учёта валютных операций, поскольку в силу пункта 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ уполномоченный орган должен принять нормативный акт, в котором будут чётко определены как сам термин «форма учёта и отчётности по валютным операциям», так виды форм учёта и отчётности резидентов по валютным операциям. Позиция ответчика, согласно которой письмо ЦБ РФ от 26.07.2007 № 04-31-2/3178 в силу пунктов 1.1, 1.2 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России, утверждённого ЦБ РФ 18.07.2000 № 115-П, не является официальным толкованием принятых ЦБ РФ нормативных актов, является правильной. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что для правовой оценки обстоятельств, изложенных нормотворческим органом в разъясняющем документе, не имеет значения оформление данных разъяснений. Главное, ЦБ РФ как уполномоченный орган на создание соответствующих норм права, сообщает, что он такие нормы пока не установил. При этом суд апелляционной инстанции при установлении события правонарушения учитывает, что все неясности действующего законодательства и возникающие в связи с этим сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Заявленный в отзыве на апелляционную жалобу довод Общества о возможности признания совершенного им правонарушения малозначительным, судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку событие правонарушения отсутствует. Следовательно, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции является правильным, правовые основания для его отмены отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.12.2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. Государственная пошлина с апелляционной жалобы по делу о привлечении к административной ответственности не уплачивается в соответствии с частью 5 статьи 30.2, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.12.2007 г. по делу А82-11981/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий А. В. Караваева Судьи Г. Г. Буторина Т. В. Лысова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А82-1182/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|