Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А29-4258/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 ноября 2013 года

Дело № А29-4258/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.   

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Лосевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 01.11.2012,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.09.2013 по делу № А29-4258/2013, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вэртас Тур» (ОГРН 1091101002871, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 133 )

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (ОГРН 1051100457430, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71),

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Вэртас Тур» (далее – заявитель, Общество, ООО «Вэртас Тур») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – ответчик, административный орган, Управление) о признании недействительным предписания от 15.03.2013 № 2270/01-07, вынесенного Управлением.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.09.2013 заявленные требования удовлетворены.

Управление  с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что  Управление не вправе указывать каким именно образом следует устранить допущенные нарушения; для подтверждения исполнения предписания Обществу предложено представить любую копию договора, заключенного с потребителем; Общество имело возможность обратиться в Управление в целях получения разъяснения требований предписания.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, считает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В заседании суда представитель Общества поддержала позицию, изложенную в отзыве на жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.01.2013 между ООО «Вэртас Тур» (агентство) и Морозовой Валентиной Ивановной (клиент) заключен договор о предоставлении комплекса туристских услуг (далее – договор от 21.01.2013), согласно которому на условиях и в сроки, установленные настоящим договором, агентство обязуется по поручению клиента от своего имени и за счет клиента предоставить ему туристский продукт (оказать комплекс туристских услуг) (пункт 1.2) (л.д. 17-20).

В период с 14.03.2013  по 15.03.2013 на основании распоряжения от 22.02.2013 № 277 (л.д. 51-53) Управлением проведена плановая выездная проверка ООО «Вэртас Тур», по результатам которой составлен акт от 15.03.2013 (л.д. 12-16). Из указанного акта следует, что основным видом деятельности ООО «Вэртас Тур» является предоставление туристских услуг; при заключении договора от 21.01.2013 ООО «Вэртас Тур» в указанный договор включены условия, ущемляющие права потребителей, а именно: в пункте 3.10 договора предусмотрено, что клиент обязан произвести доплату при увеличении стоимости туристского продукта, связанном с повышением его компонентов при условии, что агентство известит клиента об увеличении стоимости туристского продукта не позднее, чем за 10 дней до поездки, что является нарушением абзаца 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах туристской деятельности) и пункта 20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.07.2007 № 452 (далее - Правила оказания услуг по реализации туристского продукта); согласно пункту 9.3 договора авиабилеты на чартерные рейсы и на регулярные рейсы по специальным тарифам возврату не подлежат, что не соответствует статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункту 240 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – Федеральные авиационные правила), и пункту 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации; в пункте 9.7 договора установлено, что туроператор вправе осуществить замену услуг, входящих в туристский продукт, в том числе заменить отель, при условии сохранения класса услуг или с предоставлением услуг более высокого класса, что не соответствует статье 10 Федерального закона об основах туристской деятельности, пункту 13 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, статьям 310, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

15.03.2013 Управлением в адрес Общества направлено предписание об устранении нарушений обязательных требований, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 01.04.2013 условия договора о предоставлении комплекса туристических услуг привести в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д. 9-11).

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель, обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном предписании четко не определено, условия какого именно договора о предоставления комплекса туристских услуг необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также какие действия необходимо для этого совершить Обществу (какие условия заменить, изложить в другой редакции, что-то исключить и т.д.); в условия договора от 21.01.2013 № 009019  о предоставлении комплекса туристских услуг, явившегося предметом проверки, исполненного сторонами, невозможно внесение изменений.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1). Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 1  Федерального закона от 26.12.2008 №  294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц)  настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона о защите прав юридических лиц в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пунктам  1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В соответствии с пунктами 68, 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного  приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764, административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает, в том числе выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68). Предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений. В предписании должно быть указано: 1) дата и место выдачи предписания; 2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица Роспотребнадзора, выдавшего предписание; 3) сведения о лице, которому выдается предписание, в том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, либо фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) и адрес места жительства проверяемого гражданина; 4) положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; 5) требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения; 6) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, о выполнении предписания, с указанием способа такого извещения; 7) порядок и сроки обжалования предписания; 8) предупреждение лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений обязательных требований (пункт 70). Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А82-2119/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также