Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А29-5533/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции 27 октября 2008 года дело № А29-5533/2008 (объявлена резолютивная часть постановления) 05 ноября 2008 года (постановление изготовлено в полном объеме) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Черных Л.И., судей Хоровой Т.В., Буториной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей сторон: от Фонда социального страхования: Остапчук О.А. – по доверенности от 04.08.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, на решение Арбитражного суда Республики Коми Республики Коми от 27.08.2008 по делу №А29-5533/2008, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В., по заявлению Открытого акционерного общества «Коми тепловая компания» к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов, установил: Открытое акционерное общество «Коми тепловая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 29.04.2008 № 99 в части непринятия к зачету расходов в сумме 11 232 рублей за октябрь 2007 года. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Учреждение не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя, абзацем 1 пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, учет районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, применяемой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении среднего заработка застрахованному лицу, которое в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, не предусмотрен. Учреждение считает, что пунктами 19, 20 и 23 указанного Положения установлены частные случаи (не относящиеся к рассматриваемому) исчисления пособий с применением районного коэффициента к заработной плате, и без применения процентной надбавки; статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пунктом 54 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865, предусмотрено, что в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, при начислении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, эти районные коэффициенты применяются в случае, если они не учтены в составе заработной платы, и только районные коэффициенты, а не процентные надбавки. В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность принятого судебного акта. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Управление провело документальную выездную проверку Общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, в ходе которой, в частности, установило, что Общество в нарушение статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, пункта 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2006 № 865 и пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, пособие по уходу за ребенком до полутора лет Павозковой Е.В. рассчитало исходя из оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что повлекло неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 11 232 рублей. Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.03.2008 № 65с/с, на основании которого Учреждением принято решение от 29.04.2008 № 99 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в том числе за октябрь 2007 года в сумме 11 232 рублей. Не согласившись с решением Учреждения в указанной части, Общество обжаловало его в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 129, 139 и 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 2 стати 6, статьями 8, 19 Федерального закона от 16.05.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 5 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», статьей 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пунктом 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», пунктами 11, 19, 20 и 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» и пришел к выводу, что Обществом правомерно произведены выплаты пособия по уходу за ребенком из расчета должностного оклада с учетом районного коэффициент и процентной надбавки по месту работы за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения. Из материалов дела видно, что работник Общества Павозкова Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; в расчетном периоде до наступления отпуска по уходу за ребенком, в связи с которым ей в 2007 году выплачено рассматриваемое пособие, она не имела заработка, поскольку находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Обществом застрахованному лицу произведены выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и северной процентной надбавки. Учреждением исключены из расчета пособия по уходу за ребенком районный коэффициент и процентная надбавка. На основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющей уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (абзац 2). Согласно статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком указанным лицам выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов. На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. В силу статьи 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» установлено, что с 1 января 2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации. Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375. Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, определено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения). В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. На основании статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Из анализа приведенных норм следует, что пособие по уходу за ребенком исчисляется и выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки, которые относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым для лиц, работающих и проживающих в особых климатических условиях. При этом указанные нормы не предполагают предоставление таких гарантий и компенсаций отдельным категориям застрахованных лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и не предусматривают оснований, по которым у работника может быть ограничено право на получение районного коэффициента и процентной надбавки. Таким образом, пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, не исключается применение районного коэффициента и процентной надбавки при назначении пособия застрахованному лицу, не имеющему заработка в расчетном периоде. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные требования, признав недействительным решение Учреждения от 29.04.2008 № 99 в части непринятия к зачету за октябрь 2007 года расходов в сумме 11 232 рублей выплаченного Обществом работнику Павозковой Е.В. пособия по уходу за ребенком до полутора лет, рассчитанного с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Довод заявителя апелляционной жалобы о возможном применении в установленных законом случаях только районного коэффициента, без применения процентной надбавки, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена выплата районного коэффициента и процентных надбавок. Кроме того, заявителем при принятии оспариваемого решения не определялся размер пособия по уходу за ребенком без применения процентной надбавки. С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который уплатил государственную пошлину при обращении с апелляционной жалобой в размере 1 000 рублей платежным поручением от 22.09.2008 № 8160. Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2008 по делу № А29-5533/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий Л.И.Черных Судьи Т.В.Хорова Г.Г.Буторина
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А82-14763/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|