Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А28-8778/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции 28 октября 2008 года Дело № А28-8778/2008-317/27 (объявлена резолютивная часть) 31 октября 2008 года (изготовлен полный текст) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В., при участии представителя ответчика Сазонтовой Е.А. по доверенности о 12.08.2008 № 03/6113, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 по делу № А28-8778/2008-317/27, принятое судом в составе судьи Кононова П.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новая Слобода» к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Новая Слобода» (далее – заявитель, Общество, ООО «Новая Слобода») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – ответчик, Инспекция, ИФНС) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2008 № 23-49/1385 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ). Решением суда первой инстанции от 15.09.2008 требования Общества удовлетворены. Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит данное решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению ответчика, проверка исполнения заявителем требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) проводилась в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ и пункта 5.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее – Положение о ФНС). Поводом для возбуждения в отношении ООО «Новая Слобода» дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение налоговыми инспекторами события правонарушения. Факт неприменения контрольно-кассовой техники был признан барменом и руководителем Общества. Также Инспекция указывает на то, что договор розничной купли-продажи не является мнимой сделкой, поскольку товар был приобретен для личного пользования за наличный расчет, денежные средства покупателю – сотруднику ИФНС не возвращены. ООО «Новая слобода», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.07.2008 Инспекцией на основании поручения от 25.07.2008 № 23-5105 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем Обществу летнем кафе, расположенном на Филейском карьере, 677 км. реки Вятки. В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных расчетов за воду «Серебряная капля» по цене 15 руб. и квас по цене 10 руб. контрольно-кассовая техника применена не была, кассовый чек покупателю не выдан. Факт нарушения отражен в акте проверки выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 25.07.2008 № 013163, акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг от 25.07.2008, акте о проверке наличных денежных средств кассы от 25.07.2008 № 013163. В письменных объяснениях от 25.07.2008 генеральный директор ООО «Новая Слобода» Куртеев А.А. и бармен Митянина О.В. факт нарушения не отрицали, неприменение контрольно-кассовой техники объяснили тем, что генератор, от которого кассовый аппарат получает электроэнергию, был разряжен. 28.07.2008 главным государственным налоговым инспектором в отношении заявителя и в присутствии его законного представителя составлен протокол № 45031550 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ. По итогам рассмотрения административного дела и.о.начальника Инспекции при участии генерального директора Куртеева А.А. 06.08.2008 вынесено постановление № 23-49/1385 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. Считая данное постановление незаконным, ООО «Новая Слобода» оспорило его в арбитражный суд. Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не наделяет должностных лиц налоговых органов полномочиями по проведению негласных проверочных закупок в целях проверки соблюдения продавцами требований Закона № 54-ФЗ, порядок и документально-процессуальное оформление результатов совершения таких действий не регламентированы. Поэтому информация, полученная в ходе проверочной закупки и акты проверки, составленные на основании этих данных, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Также суд пришел к выводу о невозможности квалификации проверочной закупки как сделки розничной купли-продажи в связи с отсутствием у должностных лиц налогового органа цели приобретения товаров для личного потребления. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. В соответствии со статьями 2, 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В момент оплаты покупателю должен быть выдан отпечатанный на контрольно-кассовой технике кассовый чек. Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ, статье 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1994 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункту 5.1.6 Положения о ФНС контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами. С целью реализации данного полномочия налоговые органы наделены правом на проведение проверок хозяйствующих субъектов. Однако названные нормативные правовые акты не определяют методы и порядок проведения таких проверок, а также полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении. Как следует из материалов дела, проверка ООО «Новая Слобода» на предмет соблюдения требований Закона № 54-ФЗ включала в себя действия по приобретению сотрудниками ИФНС в принадлежащем Обществу летнем кафе на Филейском карьере воды «Серебряная капля» 0,5 л. по цене 15 руб. и кваса 0,2 л. по цене 10 руб. за наличный расчет. Факт совершения указанных действий и выявленный в связи с этим факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники отражены в акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг от 25.07.2008 (л.д. 32). Данный акт является приложением к акту проверки выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 25.07.2008 № 013163 (л.д. 31). Кроме того, акт проверки выдачи чека стал основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 28.07.2008 № 45031550 (л.д. 30) и привлечения его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Согласно акту проверки выдачи чека (л.д. 32) вышеназванные товары приобретались должностными лицами Инспекции в целях проверки соблюдения Обществом требований Закона № 54-ФЗ, что позволяет квалифицировать данные действия как проверочную закупку. В силу статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Исчерпывающий перечень органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, содержится в статье 13 названного Закона. При этом налоговые органы в этом перечне отсутствуют. Таким образом, при проведении проверки ООО «Новая Слобода» Инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, что свидетельствует о получении ею доказательств, подтверждающих факт неприменения заявителем контрольно-кассовой техники, незаконным путем. В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и принял правильное решение о признании постановления ИФНС от 06.08.2008 № 23-49/1385 незаконным и его отмене. Ссылка ответчика на то, что поводом для возбуждения административного дела стало непосредственное обнаружение события правонарушения, отклоняется апелляционным судом, так как неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении заявителем наличных денежных расчетов было выявлено при совершении проверочной закупки, правом на совершение которой сотрудники ИФНС не обладают. Доводы Инспекции о приобретении проверяющими товаров для личного потребления противоречат акту проверки выдачи чека от 25.07.2008 (л.д. 32), содержащего указание на то, что соответствующие действия были совершены ими с целью проверки выполнения Обществом требований пункта 2 статьи 2, статьи 5 Закона № 54-ФЗ. Кроме того, наличие у сотрудников Инспекции в момент покупки товара поручения на проведение проверки (л.д. 54) также свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае удовлетворение личных потребностей имело второстепенное значение. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. С учетом указанного, решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС – без удовлетворения. В соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается. Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2008 по делу № А28-8778/2008-317/27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Т.В. Лысова Судьи Г.Г. Буторина А.В. Караваева Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу n А82-2472/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|