Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу n А17-2822/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 октября 2013 года

Дело № А17-2822/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспромт»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.08.2013 по делу №А17-2822/2013, принятое судом в составе судьи Толстого Р.В.,

по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (место нахождения: 153012, Ивановская область, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24)

к обществу с ограниченной ответственностью «Экспромт» (ИНН: 3702667464, ОГРН: 1123702005514)

о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

 

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее – заявитель, УМВД России по Ивановской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экспромт» (далее – ответчик, ООО «Экспромт», Общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 12.08.2013 требования заявителя были удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Экспромт» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать административном органу в привлечении Общества к административной ответственности.

Ответчик указывает на то, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района города Иванова от 09.06.2013 ООО «Экспромт» было привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за то же самое деяние – нарушение правил продажи алкогольной продукции. Кроме того, за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, к административной ответственности уже был привлечен генеральный директор Общества. При таких обстоятельствах ответчик считает, что в рассматриваемом случае имеет место повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, в связи с чем нарушены положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

 УМВД России по Ивановской области письменный отзыв на апелляционную жалобу Общества не представило.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Заявитель ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предметом деятельности ООО «Экспромт» в соответствии с пунктом 2.3 Устава, утвержденного протоколом собрания учредителей Общества от 08.02.2012 № 1, является деятельность ресторанов и баров (л.д. 26-36).

На основании договора аренды недвижимого имущества от 11.05.2013 №1/2013 Общество владеет на праве аренды помещениями в здании по адресу: г.Иваново, пр. Шереметевский, д. 83-а, которые переданы арендатору в целях использования их в качестве заведения общественного питания (л.д. 37-40).

13.05.2013 УМВД России по Ивановской области по месту осуществления деятельности ООО «Экспромт» (кафе «Фреш», г. Иваново, пр. Шереметевский, д. 83-а) были выявлены нарушения Обществом правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, был установлен факт реализации алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к товаротранспортной накладной, наличие которых предусмотрено частью 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

В связи с необходимостью фиксации выявленных обстоятельств должностным лицом административного органа составлен протокол осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов от 13.05.2013 (л.д. 16-17), к которому приложена фототаблица (л.д. 19), получены объяснения генерального директора Общества Петровой Е.А. от 13.05.2013, из содержания которых следует, что в кафе, в котором ООО «Экспромт» осуществляет предпринимательскую деятельность, в продаже находилась алкогольная продукция; документы, подтверждающие легальность оборота спорной алкогольной продукции, на момент проведения проверки предоставлены быть не могли; лицензия на реализацию алкоголя у Общества отсутствовала (л.д. 20).

Выявленная в ходе проверочных мероприятий алкогольная продукция была изъята сотрудниками УМВД России по Ивановской области, что отражено в протоколе осмотра.

Согласно объяснениям Петровой Е.А. от 29.05.2013 спорная алкогольная продукция принадлежала ООО «Москва+» – арендодателю помещения кафе, в котором Общество осуществляет деятельность. Данная алкогольная продукция была закуплена данным хозяйствующим субъектом, передана ООО «Экспромт» по акту приема-передачи и выставлена в зал на витрину (л.д. 21).

29.05.2013 инспектор по особым поручениям ООПАЗ УМВД России по Ивановской области, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, составил в отношении ответчика в присутствии его законного представителя протокол об административном правонарушении № 13190 (л.д. 14).

Материалы дела с заявлением о привлечении ООО «Экспромт» к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ направлены в Арбитражный суд Ивановской области для рассмотрения по существу.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деяние Общества имеет все признаки состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил требования заявителя и привлек ООО «Экспромт» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Поскольку изъятая по протоколу осмотра от 13.05.2013 алкогольная продукция уже была конфискована в соответствии с вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района города Иванова от 09.07.2013 по делу № 5-35/1, административное наказание в виде конфискации арбитражным судом не применялось.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ. При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона.

Из пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ также следует, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Кроме того, в указанной сфере действуют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.

Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, а орган, ее зарегистрировавший). Документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, сопроводительные документы на алкогольную продукцию должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и контролирующего органа.

В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции возложена на продавца.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных требований законодательства в кафе ООО «Экспромт», расположенном по адресу: г.Иваново, пр. Шереметевский, д. 83-а, осуществлялась реализация алкогольной продукции в отсутствие надлежащих товаротранспортных и иных сопроводительных документов.

Факт реализации алкогольной продукции и его принадлежность ООО «Экспромт» зафиксирован и подтверждается материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении от 29.05.2013 № 13190, протоколом осмотра от 13.05.2013, рапортом от 13.05.2013 (л.д. 15), объяснениями генерального директора Общества Петровой Е.А. от 13.05.2013 и 29.05.2013, меню бара «Фреш», принадлежащего ООО «Экспромт» (л.д. 46-47), а также вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района города Иванова от 09.07.2013 по делу № 5-35/13 о привлечении ООО «Экспромт» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 96-97).

В силу изложенного имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу n А29-2641/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также