Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А31-4693/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 28 октября 2013 года Дело № А31-4693/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Немчаниновой М.В., судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2013 по делу №А31-4693/2013, принятое судом в составе судьи Цветкова С.В., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области (ИНН: 4407005842, ОГРН: 1044460365839) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Советская основная общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области (ИНН: 4418001705, ОГРН: 1024402036625) о взыскании налоговых санкций в сумме 5 000 рублей, установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Советская основная общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области (далее – Учреждение) о взыскании налоговых санкций в сумме 5 000 рублей. Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2013 Инспекции в удовлетворении заявленных требований отказано. Инспекция с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2013 отменить. Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что налоговым органом фактически были истребованы документы, а не информация относительно конкретной сделки со сведениями, позволяющими идентифицировать эту сделку. Налоговый орган считает, что в требовании от 03.09.2012 № 4403 и поручении от 01.09.2012 № 7366, у Учреждения запрашивалась именно информация по взаимоотношениям с ООО «Коммунальщик», а не документы. Инспекция полагает, что требование от 03.09.2012 № 4403 оформлено в полном соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Порядком оформления поручений об истребовании документов при проведении иных мероприятий налогового контроля вне рамок проведения налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892@. Заявитель считает, что действия налогового органа соответствуют положениям пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании поручения от 01.09.2012 № 7366 об истребовании документов (информации) в адрес Учреждения было направлено требование о представлении документов (информации) от 03.09.2012 № 4403, касающихся деятельности ООО «Коммунальщик» (л.д. 39). В требовании было указано о необходимости представления запрашиваемых документов в течение 5 дней со дня получения настоящего требования. Налоговым органом в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Учреждением налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (непредставление налоговому органу документов в срок) составлен акт от 20.09.2012 № 1902/2.7-08/424 (л.д. 15). По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 17.10.2012 № 2006/2.7-09/394 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5 000 рублей (л.д. 13). Требованием от 18.10.2012 № 1165 Инспекция предложила Учреждению уплатить указанную сумму штрафа в срок до 08.11.2012 (л.д. 9). Данное требование налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено. В связи с тем, что Учреждением в установленный срок добровольно не уплатило штраф, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований Арбитражный суд Костромской области, руководствовался статьей 93.1, пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что запрос спорных документов проводился вне рамок проведения налоговой проверки, обоснованность истребования документов у Учреждения Инспекцией не подтверждена, а также налоговым органом не доказано соответствие действий налогового органа положениям пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего. Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, действовавшей в спорный период) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Соответственно в силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) обладает должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку. Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. В силу пункта 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция на основании поручения от 01.09.2012 № 7366 об истребовании документов 05.09.2012 направила в адрес Учреждения заказным письмом требование от 03.09.2012 № 4403 о представлении документов (информации) (л.д. 43). Из требования от 03.09.2012 усматривается, что оно направлено Учреждению вне рамок проведения налоговых проверок в связи с возникшей обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки с ООО «Коммунальщик». Между тем, фактически обоснование необходимости получения информации требование от 03.09.2012 не содержит. В требовании от 03.09.2012 № 4403 указано на необходимость представления Учреждением, согласно платежному поручению от 25.01.2012 №2 информации за период 2010-2011 год, касающейся деятельности Учреждения с ООО «Коммунальщик»: - на основании какого договора (контракта, соглашения) оказывались услуги, условия оказания услуг данного договора (контракта, соглашения), Ф.И.О. и должности лиц, подписавших договор; - наименование, цени и виды оказанных услуг; - данные о датах и суммах поставок в адрес покупателя (с указанием реквизитов) документов; - оформлялись ли акты выполненных работ (оказанных услуг) в ходе осуществления сделки; - условия и даты оплаты оказанных услуг (безналичным путем либо за наличный расчет), в случае за наличный расчет или по взаимозачетам указать реквизиты документа; - в каком объеме произведена оплата (полностью или частично); - составляли ли акты сверок за 2010-2011 годы с указанием номеров и дат, выявлены или нет расхождения. Срок представления документов установлен в течение пяти дней со дня получения настоящего требования. Также в требовании от 03.09.2012 содержится указание на представление документов в виде заверенных копий и на статьи 126, 129.1 НК РФ, статьи 15.6 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за правонарушения. Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией фактически у Учреждения запрашивались документы по отношениям с ООО «Коммунальщик» в 2010-2011 годах, а не информация относительно конкретной сделки с ООО «Коммунальщик» со сведениями, позволяющими идентифицировать эту сделку. Доказательств проведения налоговой проверки в отношении ООО «Коммунальник» в материалы дела налоговым органом не представлено. Между тем статья 93.1 НК РФ (в редакции спорного периода) разделяет понятия «документ» и «информация». Разделение указанных понятий содержится и в форме требования о представлении документов (информации) и в форме поручения об истребовании документов (информации) (приложения № 5, 6 к Приказу Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое требование Инспекции не соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ, которой предусмотрено истребование налоговым органом документов о проверяемом налогоплательщике (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ) или информации о конкретных сделках (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ). Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков, а также у иных лиц какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости получения таких документов или информации. Довод Инспекции о том, что требование от 03.09.2012 содержит ссылку на платежное поручение от 25.01.2012 № 2, т.е. указана конкретная сделка, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок допускается истребование информации в отношении конкретной сделки. Из содержания требования от 03.09.2012 о представлении документов (информации) следует, что истребуются именно документы (договоры, первичные и иные документы) в виде их заверенных копий, а не информация в отношении конкретной сделки. Таким образом, Арбитражный суд Костромской области правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании с Учреждения налоговых санкций в сумме 5 000 рублей. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется. Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 26.07.2013 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2013 по делу №А31-4693/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий М.В. Немчанинова Судьи
О.Б. Великоредчанин
Л.И. Черных Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2013 по делу n А29-3523/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|