Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу n А29-3447/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Киров 16 октября 2008г. Дело № А29-3447/2008 (объявлена резолютивная часть) 21 октября 2008г. (изготовлен полный текст) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поляковой С.Г. судей Губиной Л.В., Самуйлова С.В., при ведении протокола судебного заседания Поляковой С.Г. без участия в заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Печора на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2008г. по делу № А29-3447/2008, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В., по иску Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Печора о взыскании задолженности, установил: Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» (далее – МУП «Ритуал», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Печора (далее – Управление, ответчик, заявитель) с требованием о взыскании 62.400 руб. задолженности по возмещению стоимости ритуальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Исковые требования МУП «Ритуал» основаны на статьях 9, 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г. № 8-ФЗ, положениях Указа Президента РФ от 29.06.1996г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» и мотивированы тем, что МУП «Ритуал»в 2007г. были захоронены умершие граждане, которые не являлись работающими и пенсионерами; Управление требует представить доказательства указанного статуса умерших и отказывает в оплате услуг по их погребению до представления соответствующих документов. Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; указал, что оплата за произведенное предприятием в 2007г. захоронение «невостребованных граждан» не была проведена, поскольку специализированная служба (МУП «Ритуал») не представила в Управление полный пакет документов, а именно, в нарушение требований подпункта «д» пункта 6 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006г. № 296 «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» не представила документы, подтверждающие факт того, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2008г. по делу № А29-3447/2008 исковые требования МУП «Ритуал» удовлетворены в полном объеме: с Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Печора в пользу МУП «Ритуал» взыскано 62.400 руб. в счет возмещения стоимости оказанных им услуг по захоронению умерших граждан, на момент смерти неработающих и не являющихся пенсионерами, а также 2.372 руб. судебных расходов истца по уплате государственной пошлины. При принятии состоявшегося судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что МУП «Ритуал» в целях получения возмещения стоимости оказанных им услуг представлены все необходимые документы, поскольку обязанность по подтверждению факта, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером (сбор всех дополнительных документов, иной информации), возложена на органы социальной защиты населения. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление соцзащиты населения Агентства РК по социальному развитию по г. Печора обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2008г. по делу № А29-3447/2008 отменить. Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что в соответствии с законодательством обязанность подтверждения категории каждого умершего для получения возмещения расходов возложена на специализированную службу и она самостоятельно определяет способ получения требуемых документов. Кроме того, заявитель ссылается на то, что Управление является бюджетным учреждением и финансируется из республиканского бюджета на основе сметы расходов и доходов. Истец, МУП «Ритуал», в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя жалобы, просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2008г. по делу № А29-3447/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле. Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего. Как следует из материалов дела, МУП «Ритуал» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела. В течение 2007г. муниципальным унитарным предприятием «Ритуал» произведено захоронение 48 умерших граждан. Истцом представлен список невостребованных граждан, захороненных МУП «Ритуал» в 2007г., с указанием места прописки гражданина и даты захоронения, а также счета-фактуры, справки о стоимости оказанных услуг по погребению, акты захоронения умерших и справки о смерти. Как пояснил истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, захороненные им умершие граждане не являлись работающими и пенсионерами; однако, Управление требует представить доказательства указанного статуса умерших и отказывает в оплате услуг по их погребению до представления соответствующих документов. Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, просил взыскать с ответчика задолженность по возмещению стоимости ритуальных услуг в размере 62.400 руб. Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего. В пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г. № 8-ФЗ приведен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В целях выполнения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части предоставления гарантий гражданам Президентом Российской Федерации издан Указ от 29.06.1996г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ, и не имеют оснований для отказа в предоставлении указанных услуг. Положениями статьей 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлен предел стоимости гарантированного перечня похоронных услуг размером 1.000 руб., а с применением районного коэффициента по г. Печоре, соответственно, 1.300 руб. для захоронения одного умершего гражданина. Расчет суммы иска произведен МУП «Ритуал», исходя из установленной Федеральным законом величины стоимости услуг (62.400 = 1.300 х 48), и не оспаривается ответчиком. Пунктом 3 статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. Согласно подпункту «д» пункта 6 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006г. № 296 «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» к числу документов, предоставляемых специализированной службой в территориальные органы Агентства Республики Коми по социальному развитию для возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению относится документ, подтверждающий, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером (для умерших граждан, неработавших и не являвшихся пенсионерами). Между тем, решением Верховного суда Республики Коми от 04.12.2007г. № 3-42-2007 вышеназванный подпункт «д» пункта 6 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006г. № 296 «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение Верховного суда Республики Коми оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 № 3-Г08-4. Согласно указанных судебных актов, анализ статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в совокупности с нормами Федерального закона «Об актах гражданского состояния» свидетельствует о том, что на специализированную службу не могут быть возложены обязанности по представлению в соответствующий территориальный орган по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером. Органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлены полномочия по возложению на специализированные службы дополнительных обязанностей, не предусмотренных федеральным законодательством. Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (в том числе иные права и обязанности специальных служб помимо предусмотренных самим Федеральным законом) определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов, а не органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С учетом изложенных норм права судом первой инстанции правомерно определено, что на специализированную службу, осуществляющую погребение умершего и претендующую на возмещение стоимости оказанных услуг по погребению, лежит обязанность обратиться в соответствующий орган с предоставлением справки о смерти умершего лица. Из содержания статьи 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» следует, что выплата социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего производится органом социальной защиты населения в день обращения на основании лишь справки о смерти без предоставления каких-либо документов, подтверждающих прижизненный статус умершего. Таким образом, обязанность по подтверждению факта, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером (сбор всех дополнительных документов, иной информации), в данной ситуации возложена на органы социальной защиты населения, которые в соответствии с вышеупомянутыми Правилами финансирования расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле» обязаны принимать к оплате перечень документов, подтверждающих оказание ритуальных услуг, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. Принимая во внимание изложенные нормы права, в том числе положения пункта 6 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006г. № 296 «О финансировании расходов на реализацию Федерального закона «О погребении и похоронном деле», и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку МУП «Ритуал» в целях получения возмещения стоимости оказанных им услуг представлены все необходимые документы (счета-фактуры, справки о стоимости оказанных услуг по погребению, акты захоронения умерших, справки о смерти, реестры похороненных граждан, не являющихся на момент смерти работающими и пенсионерами), требования предприятия о взыскании с Управления стоимости оказанных им услуг предъявлены правомерно. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с законодательством обязанность подтверждения категории каждого умершего для получения возмещения расходов возложена на специализированную службу, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку подпункт «д» пункта 6 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006г. № 296 решением Верховного суда Республики Коми признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу; иных оснований для обязательного предоставления специализированной службой истребуемых ответчиком доказательств в действующем законодательстве не содержится. Ссылка заявителя на то, что Управление является бюджетным учреждением и финансируется из республиканского бюджета на основе сметы расходов и доходов, правового значения для разрешения спора не имеет. При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме. В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу n А28-3767/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|