Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А82-3549/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

 

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Киров

15 октября 2008г.                                                             Дело № А82-3549/2008-14

(объявлена резолютивная часть)

20 октября 2008г.

(изготовлен полный текст)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                            Поляковой С.Г.

судей                                                                          Губиной Л.В., Самуйлова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания   Поляковой С.Г.

без участия в заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.08.2008г. по делу № А82-3549/2008-14, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по иску Муниципального учреждения «Управляющая компания»

к Управлению экономики и финансов Администрации Ярославского муниципального района,

Департаменту финансов Ярославской области,

Министерству финансов Российской Федерации

третьи лица: Управление образования Администрации Ярославского муниципального района,

Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа

о возмещении убытков,

установил:

Муниципального учреждения «Управляющая компания» (далее – МУ «Управляющая компания», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Управлению экономики и финансов Администрации Ярославского муниципального района, Департаменту финансов Ярославской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее соответственно – УЭиФ Администрации Ярославского МР, Департамент финансов ЯО, Минфин РФ, ответчики, в том числе Минфин РФ – заявитель) с требованием о взыскании убытков в размере 260.445,18 руб., возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в Ярославском муниципальном районе, по оплате жилья и коммунальных услуг за период с февраля 2005г. по июнь 2007г. (с учетом уточнения исковых требований).

Исковые требования МУ «Управляющая компания» основаны на статьях 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и мотивированы тем, что МУ «Управляющая компания» в период с февраля 2005г. по июнь 2007г. предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в Ярославском муниципальном районе, которые не были компенсированы ответчику; истребуемая сумма убытков образовалась в связи с состоявшимися судебными актами, которыми было признано, что Закон Ярославской области необоснованно ограничил объем льгот педагогическим работникам, ограничив их нормами теплоснабжения и распространив только на совместно проживающих с ними нетрудоспособных членов их семей.

Ответчики в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признали; указали, что обязанность по компенсации расходов по реализации указанных льгот не может быть возложена на них.

К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление образования Администрации Ярославского муниципального района, Муниципальное образовательное учреждение Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа (далее соответственно – Управление образования, МОУ Кузнечихинская СОШ, третьи лица).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.08.2008г. по делу № А82-3549/2008-14 исковые требования МУ «Управляющая компания» удовлетворены: с Российской Федерации за счет средств казны в пользу МУ «Управляющая компания» взыскано 260.445 руб. 18 коп. убытков и 6.690 руб. 86 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в отношении остальных ответчиков в удовлетворении исковых требований отказано.

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что вопросы социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений являются расходным обязательством Российской Федерации; Закон Ярославской области № 62-з, принятый во исполнение Закона Российской Федерации, не может рассматриваться как принятие на себя субъектом за счет собственных средств не предусмотренных законом полномочий по предметам совместного ведения; поскольку органы государственной власти не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; возникшие в связи с этим убытки истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации от лица Управления Федерального казначейства по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.08.2008г. по делу № А82-3549/2008-14 отменить.

Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

Заявитель со ссылкой на нормы закона Российской Федерации «Об образовании», Жилищный кодекс РСФСР указывает, что меры социальной поддержки работникам образования в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением должны финансироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.

Минфин РФ полагает, что при издании субъектом федерации не соответствующего закону нормативного правового акта убытки от реализации норм данного закона должны возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Кроме того, заявитель сообщает, что по решению суда первой инстанции взыскание осуществляется с Российской Федерации за счет средств казны, между тем, Российская Федерация в качестве публично-правового образования к рассмотрению дела не привлекалась и стороной по делу не являлась.

Истец, МУ «Управляющая компания», в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя жалобы, просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.08.2008г. по делу № А82-3549/2008-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ярославской области от 19.08.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.

Как следует из материалов дела, МУ «Управляющая компания» в период с февраля 2005г. по июнь 2007г. предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в Ярославском муниципальном районе, с которыми были заключены соответствующие договоры, в частности с учреждением – Кузнечихинская средняя общеобразовательная школа.

Основанием предоставления льгот истец называет статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Расходы возмещались истцу образовательным учреждением через финансовые органы муниципального района.

Как пояснил истец, все понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам в том объеме, который определен Законом Ярославской области, ему возмещены в полном объеме за счет субвенций из областного бюджета.

Решением Ярославского областного суда от 21.12.2005г. № 3-112/05 Закон Ярославской области от 21.12.2004г. № 62-з «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области» был признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части установления норм возмещения расходов по теплоснабжению, а решением от 13.02.2007г. № 3-5/07 также со дня вступления в законную силу Закон признан недействующим в части нетрудоспособных членов семей педагогических работников.

Законом Ярославской области от 17.04.2006г. № 13-з, вступившим в силу с 28.04.2006г., были внесены изменения в Закон № 62-з, и ограничение возмещения по нормам теплоснабжения было исключено. Ограничение возмещения по членам семей педагогических работников исключено из Закона не было.

Таким образом, льготы педагогическим работникам предоставлялись истцом и соответственно ему возмещались понесенные в связи с этим расходы до 28.04.2006г. с ограничениями и по нормам теплоснабжения и по количеству членов семьи, а с 28.04.2006г. – с ограничениями по количеству членов семьи.

Решениями Ярославского районного суда Ярославской области от 19.11.2007г. по делам №№ 2-1045/07, 2-1056/07, от 26.11.2007г. по делу № 2-1121/07, от 04.12.2007г. по делу № 2-964/07, от 23.01.2008г. по делу № 2-203/08 и определением судебной коллегии Ярославского областного суда от 03.03.2008г. по искам ряда педагогических работников Кузнечихинской средней общеобразовательной школы с истца взысканы в пользу этих лиц уплаченные ими платежи за содержание жилого помещения и отопление, по ряду лиц – истец обязан судом произвести перерасчет за период с февраля 2005г. по июнь 2007г., исключив из платежного баланса по занимаемым ими жилым помещениям незаконно начисленные платежи за отопление, текущий ремонт, найм, содержание жилья, газового оборудования и уборку территории.

Решения суда были исполнены истцом, в подтверждение чего им представлены платежные поручения на перечисление взысканных судом сумм на счета физических лиц и счета-квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2007г., январь-март 2008г., в которых незаконно начисленные платежи исключены из платежных балансов. Произведенный перерасчет подтвержден истцом сальдовыми ведомостями.

Замечаний и возражений по представленным документам ответчиками по делу не заявлено.

Согласно расчету МУ «Управляющая компания», невозмещенные расходы истца в указанный период составили 260.445,18 руб.

Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что МУ «Управляющая компания» в период с февраля 2005г. по июнь 2007г. предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений Ярославского муниципального района, которые, по причине признания судом соответствующих Законов Ярославской области недействующими, не были в полном объеме компенсированы ответчику; просил взыскать с ответчиков убытки от предоставления вышеназванных льгот в сумме 260.445,18 руб.

Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца в силу следующего.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004г. до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данным Федеральными законами.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122 от 22.08.2004г. абзац 3 пункта 5 статьи 55 закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

В силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999г. № 184-ФЗ.

Так подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 закона предусмотрено, что к вышеназванным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относятся вопросы социальной

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А28-8086/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также