Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А31-1430/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    арбитражного суда апелляционной инстанции

 

10 октября  2008 года

                                    Дело №А31-1430/2008-7

(объявлена резолютивная часть)

17 октября 2008 года

(постановление изготовлено в полном объеме)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Хоровой Т.В.,

судей   Лобановой Л.Н., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Хоровой Т.В.

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме  на  решение   Арбитражного суда  Костромской  области  от 31.07.2008  по делу №А31-1430/2008-7, принятое судьей Беляевой Т.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челбас» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.  Костроме

о признании  частично недействительным решения  от 31.03.2008   №26/14, 

установил:

     

      Общество  с ограниченной ответственностью  «Челбас»  (далее – Общество, налогоплательщик, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации,  о признании  частично недействительным решения Инспекции  Федеральной налоговой службы  по г.Костроме  (далее -  Инспекция, налоговый орган) №26/14  от 31.03.2008  в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122  Налогового кодекса Российской Федерации  (далее – НК РФ)  за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2005, взыскания неуплаченного НДС в размере 5374088 руб., соответствующих сумм пени, а также привлечения к ответственности Общества по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДС за 2005, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в  размере 5374670  руб. и соответствующих сумм пени.

        Решением Арбитражного суда Костромской области от  31.07.2008  требования Общества удовлетворены полностью.

        Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция  обратилась  во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

        В обоснование своей позиции заявитель жалобы обращает внимание арбитражного апелляционного суда на  следующие обстоятельства.

        1) Позиция суда первой инстанции о том, что белорусские товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории Российской Федерации в 2005, принимаются на учет на основании   товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004,  является необоснованной  и противоречит нормам  статей 39, 146, 147, 161, 167 Налогового кодекса Российской Федерации  (по пункту 1 – нарушение, предусмотренное статьей 123  Налогового кодекса Российской Федерации).

        2) обязанность Общества как налогового агента не была исполнена, следовательно, вывод суда первой  инстанции о правомерности применения Обществом налогового вычета на основании статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 3 статьи 171 и пункта 4 статьи 173  Налогового кодекса Российской Федерации)  является незаконным  и приводит  к дисбалансу государственных (публичных) и частных интересов.

        Таким образом, Инспекция считает, что  решение  суда первой инстанции принято при  неправильном применении норм  материального  права; с учетом изложенного, Инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

        Общество представило отзыв на апелляционную жалобу,  в котором  против доводов Инспекции возразило, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, подтвердив при этом свою позицию относительно рассматриваемого спора.

        В судебном заседании 26.09.2008 представители сторон поддержали свои  позиции.

       Судебное разбирательство откладывалось до 9 часов 00  минут 10.10.2008.

       Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения  апелляционной  жалобы,  после отложения судебного разбирательства   своих  представителей  в  судебное заседание не направили.

        В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Второй арбитражный апелляционный суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела  документам.       

        Законность решения Арбитражного суда Костромской  области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом  в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая  проверка Общества  по  вопросам  соблюдения налогового законодательства,  в том числе, по НДС  за   период с 01.01.2004 по 31.12.2006.

        В ходе проведения  проверки  выявлены допущенные Обществом нарушения  налогового законодательства, а именно: неполная уплата НДС   в связи с неправомерным применением налоговых вычетов  в  сумме  5374088 руб. и неправомерное  неперечисление НДС с доходов иностранного юридического  лица в сумме 5374670 руб.

        Факты  выявленных нарушений налогового законодательства  отражены  в Акте выездной налоговой проверки от 04.03.2008  №20/14.

       По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (с учетом возражений налогоплательщика, рассмотренных в присутствии представителей Общества), заместителем начальника Инспекции в соответствии  с положениями  статьи  101 НК РФ принято решение от 31.03.2008 №26/14 о привлечении Общества к  ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122  и статьей 123 НК  РФ. Данным  решением Обществу предложено также уплатить доначисленные налоги и соответствующие суммы пени.

       Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в Арбитражный  суд Костромской области с соответствующим заявлением о признании названного решения  частично недействительным.

        Арбитражный суд Костромской области, удовлетворяя требования Общества,  руководствовался  статьями  122, 123, 161, 171 НК РФ,   статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000  №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее Закона №118-ФЗ), Договором «О создании единого государства» от 08.12.1999  (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 №25-ФЗ), Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999  (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2007 №55-ФЗ), Федеральным законом Российской Федерации от 18.08.2004  №102-ФЗ  «О  внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие  акты законодательства Российской Федерации», Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (заключен в г.Астана 15.09.2004).  При этом суд первой  инстанции указал, что товары, ввезенные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории Российской Федерации в 2005, на учет принимаются на основании товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004 с зачетом сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь.

        Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, считает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом требований  правомерными и обоснованными, а апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам по следующим основаниям.

Согласно положений статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ,  на установленные налоговые вычеты - суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Суд первой инстанции  в решении указал,  что при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь в соответствии со статьей 13 Закона  N118-ФЗ  НДС  таможенными органами не взимается. При реализации указанных товаров на территорию Российской Федерации НДС  уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС,  уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 01.07.2001.

08.12.99 Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства"  (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 N 25-ФЗ).

 В соответствии с положениями данного Договора территории этих государств  преобразуются  в единое экономическое пространство. Статьей 27 Договора  предусмотрено, что в создаваемом государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.

Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ был ратифицирован Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26.02.99 в г.Москве; Республика Беларусь также является участником названного Договора. В Договоре от 26.02.1999 его участники обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу "страна назначения". Договор был  ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2001 N 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь.

Федеральным законом от 22.05.2001 N55-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Беларусь, и другими государствами-участниками Содружества Независимых Государств переходит с 01.07.2001, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страна назначения", за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.

Таким образом, при  торговле с Республикой Беларусь как до 01.07.2001, так и после 01.07.2001 сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный в статье  13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у Российской Федерации действует порядок взимания косвенных налогов по принципу "страна происхождения",  что  подтверждается  письмами  Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.06.2001 NВГ-6-03/502@, Управления Министерства по налогам и сборам России по г.Москве от 31.07.2001 N02-14/35611, а также письмом Министерства финансов Российской Федерации  от 27.09.2001  N 04-03-17/31. (ответ на частный запрос).

Следовательно, при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, на территории Российской Федерации НДС  уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации, с зачетом сумм этого налога, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь.

Данный порядок применения косвенных налогов действовал до 01.01.2005, т.к.  Федеральным законом от 18.08.2004 N102-ФЗ   статья 13 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2005. В отношениях с Республикой Беларусь с 01.01.2005 применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное в г. Астане 15.09.2004.

Однако согласно статье  9 вышеназванного Соглашения оно применяется в отношении товаров, отгруженных с даты вступления его в силу.

Поскольку данное Соглашение вступило в законную силу с 01.01.2005, то оно, соответственно, применяется в отношении товаров, отгруженных с 01.01.2005, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 12.01.2005 NММ-6-26/4@ и Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2005 N03-04-08/55.

Таким образом, в отношении товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь до 01.01.2005, применяется порядок налогообложения НДС,  действовавший до вступления в силу Соглашения.

         Как следует из материалов дела  и установлено  судом первой инстанции, между ОАО «Городейский сахарный комбинат» Республики Беларусь  (на налоговом учете в Российской Федерации не состоит) и Обществом  заключен контракт от 27.09.2004  №06-12-80. Во исполнение данного  контракта  на территорию Российской Федерации ввезен сахар-песок для ответственного хранения на складах, расположенных в г.Костроме. Названный товар был принят на учет Обществом на основании товарно-транспортных накладных  и отражен на забалансовом счете 002 «Товары на хранении».

       Товар, поступивший  на хранение в 2004,  приобретен  Обществом в 2005. При этом товар не отгружался и не транспортировался; передача товара с ответственного хранения осуществлена на основании писем Общества о снятии сахара-песка с ответственного хранения и актов-накладных Общества о возврате сданных на хранение товарно-материальных ценностей (форма №МХ-3). Дальнейший прием товара на баланс Общества осуществлен на основании товарных накладных ОАО «Городейский сахарный комбинат» на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей.

       Факт уплаты Обществом НДС в бюджет  Республики Беларусь  установлен судом первой инстанции  и  подтверждается материалами дела.

       Арбитражный апелляционный суд  считает  правомерным вывод суда первой инстанции о том, что товары, ввезенные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории  Российской Федерации в 2005, на учет принимаются на основании товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004  с зачетом сумм НДС, уплаченных  хозяйствующими субъектами Республики Беларусь.

       В связи

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А31-1265/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также