Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А31-1430/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
10 октября 2008 года Дело №А31-1430/2008-7 (объявлена резолютивная часть) 17 октября 2008 года (постановление изготовлено в полном объеме) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Хоровой Т.В., судей Лобановой Л.Н., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В. при участии в заседании: от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме на решение Арбитражного суда Костромской области от 31.07.2008 по делу №А31-1430/2008-7, принятое судьей Беляевой Т.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челбас» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме о признании частично недействительным решения от 31.03.2008 №26/14, установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Челбас» (далее – Общество, налогоплательщик, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме (далее - Инспекция, налоговый орган) №26/14 от 31.03.2008 в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2005, взыскания неуплаченного НДС в размере 5374088 руб., соответствующих сумм пени, а также привлечения к ответственности Общества по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДС за 2005, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 5374670 руб. и соответствующих сумм пени. Решением Арбитражного суда Костромской области от 31.07.2008 требования Общества удовлетворены полностью. Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своей позиции заявитель жалобы обращает внимание арбитражного апелляционного суда на следующие обстоятельства. 1) Позиция суда первой инстанции о том, что белорусские товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории Российской Федерации в 2005, принимаются на учет на основании товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004, является необоснованной и противоречит нормам статей 39, 146, 147, 161, 167 Налогового кодекса Российской Федерации (по пункту 1 – нарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации). 2) обязанность Общества как налогового агента не была исполнена, следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерности применения Обществом налогового вычета на основании статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом положений пункта 3 статьи 171 и пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации) является незаконным и приводит к дисбалансу государственных (публичных) и частных интересов. Таким образом, Инспекция считает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права; с учетом изложенного, Инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов Инспекции возразило, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, подтвердив при этом свою позицию относительно рассматриваемого спора. В судебном заседании 26.09.2008 представители сторон поддержали свои позиции. Судебное разбирательство откладывалось до 9 часов 00 минут 10.10.2008. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, после отложения судебного разбирательства своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Второй арбитражный апелляционный суд рассматривает спор в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе, по НДС за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. В ходе проведения проверки выявлены допущенные Обществом нарушения налогового законодательства, а именно: неполная уплата НДС в связи с неправомерным применением налоговых вычетов в сумме 5374088 руб. и неправомерное неперечисление НДС с доходов иностранного юридического лица в сумме 5374670 руб. Факты выявленных нарушений налогового законодательства отражены в Акте выездной налоговой проверки от 04.03.2008 №20/14. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (с учетом возражений налогоплательщика, рассмотренных в присутствии представителей Общества), заместителем начальника Инспекции в соответствии с положениями статьи 101 НК РФ принято решение от 31.03.2008 №26/14 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ. Данным решением Обществу предложено также уплатить доначисленные налоги и соответствующие суммы пени. Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением о признании названного решения частично недействительным. Арбитражный суд Костромской области, удовлетворяя требования Общества, руководствовался статьями 122, 123, 161, 171 НК РФ, статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее Закона №118-ФЗ), Договором «О создании единого государства» от 08.12.1999 (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 №25-ФЗ), Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2007 №55-ФЗ), Федеральным законом Российской Федерации от 18.08.2004 №102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (заключен в г.Астана 15.09.2004). При этом суд первой инстанции указал, что товары, ввезенные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории Российской Федерации в 2005, на учет принимаются на основании товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004 с зачетом сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь. Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, считает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом требований правомерными и обоснованными, а апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам по следующим основаниям. Согласно положений статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты - суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Суд первой инстанции в решении указал, что при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь в соответствии со статьей 13 Закона N118-ФЗ НДС таможенными органами не взимается. При реализации указанных товаров на территорию Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 01.07.2001. 08.12.99 Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании единого государства" (ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000 N 25-ФЗ). В соответствии с положениями данного Договора территории этих государств преобразуются в единое экономическое пространство. Статьей 27 Договора предусмотрено, что в создаваемом государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ был ратифицирован Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26.02.99 в г.Москве; Республика Беларусь также является участником названного Договора. В Договоре от 26.02.1999 его участники обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу "страна назначения". Договор был ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2001 N 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь. Федеральным законом от 22.05.2001 N55-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Беларусь, и другими государствами-участниками Содружества Независимых Государств переходит с 01.07.2001, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страна назначения", за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа. Таким образом, при торговле с Республикой Беларусь как до 01.07.2001, так и после 01.07.2001 сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный в статье 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у Российской Федерации действует порядок взимания косвенных налогов по принципу "страна происхождения", что подтверждается письмами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.06.2001 NВГ-6-03/502@, Управления Министерства по налогам и сборам России по г.Москве от 31.07.2001 N02-14/35611, а также письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2001 N 04-03-17/31. (ответ на частный запрос). Следовательно, при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, на территории Российской Федерации НДС уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации, с зачетом сумм этого налога, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь. Данный порядок применения косвенных налогов действовал до 01.01.2005, т.к. Федеральным законом от 18.08.2004 N102-ФЗ статья 13 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2005. В отношениях с Республикой Беларусь с 01.01.2005 применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное в г. Астане 15.09.2004. Однако согласно статье 9 вышеназванного Соглашения оно применяется в отношении товаров, отгруженных с даты вступления его в силу. Поскольку данное Соглашение вступило в законную силу с 01.01.2005, то оно, соответственно, применяется в отношении товаров, отгруженных с 01.01.2005, что подтверждается Письмом Федеральной налоговой службы от 12.01.2005 NММ-6-26/4@ и Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2005 N03-04-08/55. Таким образом, в отношении товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь до 01.01.2005, применяется порядок налогообложения НДС, действовавший до вступления в силу Соглашения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО «Городейский сахарный комбинат» Республики Беларусь (на налоговом учете в Российской Федерации не состоит) и Обществом заключен контракт от 27.09.2004 №06-12-80. Во исполнение данного контракта на территорию Российской Федерации ввезен сахар-песок для ответственного хранения на складах, расположенных в г.Костроме. Названный товар был принят на учет Обществом на основании товарно-транспортных накладных и отражен на забалансовом счете 002 «Товары на хранении». Товар, поступивший на хранение в 2004, приобретен Обществом в 2005. При этом товар не отгружался и не транспортировался; передача товара с ответственного хранения осуществлена на основании писем Общества о снятии сахара-песка с ответственного хранения и актов-накладных Общества о возврате сданных на хранение товарно-материальных ценностей (форма №МХ-3). Дальнейший прием товара на баланс Общества осуществлен на основании товарных накладных ОАО «Городейский сахарный комбинат» на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей. Факт уплаты Обществом НДС в бюджет Республики Беларусь установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела. Арбитражный апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что товары, ввезенные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в 2004 и реализованные на территории Российской Федерации в 2005, на учет принимаются на основании товарно-транспортных накладных, выписанных в 2004 с зачетом сумм НДС, уплаченных хозяйствующими субъектами Республики Беларусь. В связи Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А31-1265/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|