Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А29-3684/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции 05 сентября 2008 года Дело № А29-3684/2008 Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Черных Л.И., судей Лобановой Л.Н., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Подчерский лескомхоз» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.07.2008 по делу № А29-3684/2008, принятое судьей Елькиным С.К., по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Подчерский лескомхоз» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о признании недействительными решений налогового органа, установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Подчерский лескомхоз» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми от 12.05.2008 № 3393 и от 15.05.2008 № 3535. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции от 12.05.2008 № 3393 полностью и решение Инспекции от 15.05.2008 № 3535 в части взыскания обязательных платежей и пени в сумме 61 029 рублей 58 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Предприятие не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель считает, что поскольку сумма пени в размере 17 567 рублей 87 копеек образовалась за период после принятия заявления о признании Предприятия банкротом и до введения в отношении него конкурсного производства, налоговый орган обязан был направить требование об уплате пеней в установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок со дня выявления недоимки, а именно с даты вынесения решения о банкротстве, поскольку после указанной даты начисление пеней в силу требований пункта 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не допускается. Следовательно, налоговым органом при вынесении решения от 15.05.2008 № 3535 нарушен срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность принятого судебного акта. В судебное заседание стороны не направили своих представителей, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Предприятия выставлены требования об уплате налогов и пеней от 21.04.2008 № 14293 и от 25.04.2008 № 14403. По требованиям налоги и пени Предприятием не были уплачены, поэтому Инспекцией приняты решения соответственно от 12.05.2008 № 3393 и от 15.05.2008 № 3535 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах Предприятия в банках и направлены в банк инкассовые поручения. Поскольку решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2007 Предприятие признано банкротом и отношении него открыто конкурсное производство, заявитель обжаловал указанные решения налогового органа в арбитражный суд. Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил заявленные требования. Руководствуясь статьями 75, 240, пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции от 15.05.2008 № 3535 в части взыскания пеней в сумме 17 567 рублей 87 копеек. Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган в уточнениях к отзыву на заявление указал, что пени в указанной сумме начислены на возникшую недоимку по единому социальному налогу в период с момента возбуждения дела о банкротстве, но до признания заявителя банкротом и взысканы в бесспорном порядке. Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. В силу пункта 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, погашаются за счет конкурсной массы вне очереди. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанным с квалификацией и установлением требования по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» определено, что при решения вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требования по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. В силу пунктов 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решения налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафов. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2006 по делу № А29-7632/06-3Б принято заявление Инспекции о признании МУП «Подчерский лескомхоз» несостоятельным (банкротом). Определением от 04.12.2006 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.06.2007 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Задолженность по единому социальному налогу, на которую начислены спорные пени в размере 17 567 рублей 87 копеек, образовалась по срокам уплаты с 16.10.2006 по 15.06.2007 (лист дела 37-39), то есть после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства. Таким образом, указанные пени являются текущими и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном налоговым законодательством. Из документов видно, что последний срок уплаты задолженности, на которую начислены пени – 15.06.2007; пени начислены за период с 13.05.2007 по 28.06.2007; Инспекция являлась заявителем по делу о несостоятельности (банкротстве); 29.06.2007 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и далее с 29.06.2007 пени налоговым органом не взыскиваются; согласно выпискам из лицевого счета налогоплательщика, Предприятием в установленные сроки представлялись расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу за периоды образования задолженности, на которую начислены спорные пени, и в последующем за 2008 год; в карточку лицевого счета налоговым органом своевременно разносились начисления, отсутствие уплаты налога, учитывалась недоимка и начислялась пени по рассматриваемым периодам, указанные действия производились в июле 2007 года и до этого периода за более ранние сроки образования задолженности (листы дела 96, 101, 107). Следовательно, о наличии задолженности по налогу и соответствующим спорным пеням Инспекции было известно не позднее июля 2007 года, а требование о взыскании пеней выставлено только 25.04.2008, то есть с нарушением срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, на момент вынесения требования от 25.04.2008 № 14403 и вынесения решения от 15.05.2008 № 3535 истекли сроки, установленные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств, указывающих на выявление задолженности по пеням в 2008 году, Инспекцией в дело не представлено. Вместе с тем, в силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Инспекцией в материалы дела не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о соблюдении налоговым органом порядка взыскания пеней в полном объеме, в частности о том, что налоговым органом задолженность по налогу, на которую начислены спорные пени, взыскана либо производится ее взыскание в установленном законом порядке. В требования от 21.04.2008 № 14293 и от 25.04.2008 № 14403 включена задолженность по единому социальному налогу за 4 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года, то есть не задолженность по налогу, на которую начислены спорные пени. Учитывая изложенное, решение Инспекции от 15.05.2008 № 3535 в части взыскания пеней в размере 17 567 рублей 87 копеек не соответствует положениям налогового законодательства и подлежит признанию недействительным. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит в обжалуемой части отмене, а заявленные Предприятием требования и апелляционная жалоба удовлетворению. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд, П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.07.2008 по делу № А29-3684/2008 в части отказа в удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия «Подчерский лескомхоз» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми от 15.05.2008 № 3535 в части взыскания 17 567 рублей 87 копеек пеней отменить. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми от 15.05.2008 № 3535 в части взыскания 17 567 рублей 87 копеек пеней. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины с апелляционной жалобы. Выдать исполнительный лист. Государственная пошлина в размере 2000 рублей с Муниципального унитарного предприятия «Подчерский лескомхоз» по первой инстанции взысканию не подлежит. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленные сроки. Председательствующий Л.И. Черных Судьи Л.Н.Лобанова А.В.Караваева Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу n А31-1149/2007. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|