Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу n А82-13009/2007. Изменить решение

 

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

14 августа 2008 года

Дело № А82-13009/2007-7

(объявлена резолютивная часть)

(15 августа 2008 года 

изготовлен полный текст)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Кобелевой О.П.                              

судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.

без участия сторон

рассмотрев апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала открытого акционерного общества Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.05.2008

по делу № А82-13009/2007-7, принятое судом в составе судьи Попкова В.Н., по иску общества с ограниченной ответственностью «Тара-Инвест»

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

о взыскании 214626 руб. 14 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тара-Инвест» (далее истец)  обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ответчик) с исковыми требованиями об обязании восстановить на лицевом счете истца в ТехПД списанную денежную сумму в размере 129800 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3605 руб. 55 коп., убытков в сумме 81220 руб. 59 коп., всего 214626 руб. 14 коп.

В процессе рассмотрения спора на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса истец изменил размер исковых требований до 193144 руб. 04 коп.

         Ответчик исковые требования не признал.

Решением Арбитражного суда Ярославской области  от 06.05.2008  исковые требования удовлетворены частично в сумме 189538 руб. 49 коп., в том числе 129800 руб. – возврат штрафа путем восстановления на лицевом счете истца в ТехПД записи на сумму 129800 руб., 59738 руб. 49 коп. убытков.

В отношении требования истца о взыскании процентов в сумме 2235 руб. 44 коп. иск оставлен без рассмотрения.

            Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции  и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Тара-Инвест» в удовлетворении исковых требований в полном объеме.  В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что  поданный вагон  был принят истцом под погрузку согласно данных памятки приемосдатчика № 296 на подачу вагонов, подписанной представителем истца и вывод суда о подаче истцу 14.02.07 под погрузку технически неисправного вагона не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся документам, уведомление о заверешнии грузовых операций с поданным под погрузку вагоном № 22377402 было дано истцом 1.03.07 в 17 часов, при осуществлении погрузочных работ вагон был поврежден, данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 14.02.07, актом № 12 о повреждении вагона, выводы экспертов носят предположительный характер. Кроме того, считает, что истец не доказал наличие необходимых условий для возмещения убытков и не подтвердил надлежащими документами несение затрат на лечение пострадавших в результате несчастного случая на производстве. В процессе рассмотрения жалобы заявитель представил расчет суммы взысканного штрафа, где указал, что время простоя вагона составило 649 часов, из которых 338 часов – время задержки вагона, принадлежащего перевозчику под погрузкой на железнодорожных путях необщего пользования (с 3 часов 40 минут 14 февраля по 17 часов 1 марта) сумма штрафа составила 67600 руб. и 311 часов (с 17 часов 1 марта по 16 часов 14 марта) за которые ТехПД ошибочно вместо платы за пользование вагоном в размере 28220 руб. был взыскан штраф в размере 62200 руб., с истца должно быть списано 95820 руб. 76 коп.

            Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал, что вынесенное решение является законным и обоснованным, т.к. факт подачи вагона в неисправном состоянии подтверждается актом о расследовании несчастного случая на производстве, в состав комиссии по проведению экспертиз были включены работники ответчика, нахождение вагона на подъездном пути в неисправном состоянии не может рассматриваться как задержка, факт отказа истца от неисправного вагона также зафиксирован ответчиком в ведомости подачи-уборки вагона № 24, размер убытков подтвержден соответствующими счетами, платежными поручениями, письмом ИКБР «Яринтербанк».

Стороны извещены о дате и месте рассмотрения жалобы. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что 14.02.07 на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ответчику, подан вагон № 22377402, который был в неисправном состоянии – с неисправным узлом открывания и закрывания дверей, при погрузке произошел несчастный случай – падение двери вагона, в результате чего работникам предприятия Котову В.В. и Салову А.В. причинены телесные повреждения. Произошедший несчастный случай обусловил нахождение вагона на железнодорожном пути сверх нормативных сроков, ответчик расценил данную ситуацию как задержку вагона и начислил штраф, списав с расчетного счета 129800 руб. Задержка уборки вагона явилась следствием нарушения ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 20 Устава железнодорожного транспорта, причинная связь между несчастным случаем и неисправностью вагона подтверждается выводами комиссии по расследованию несчастного случая, актом экспертизы, актом обследования технического состояния узла, записями в акте общей формы № 279. расходы истца на оказание медицинской помощи и лечение потерпевших работников составили 59738 руб. 49 коп. Претензия от 15.08.07г.  оставлена ответчиком без удовлетворения, данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с иском о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной суммы, взыскании процентов за пользование денежными средствами и убытков.

В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав) плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам в местах необщего пользования.

Согласно статье 62 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

В статье 99 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно абзацу 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.

В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Согласно пункту 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Из анализа приведенных правовых документов следует, что для удостоверения факта и причины задержки вагонов с железнодорожных выставочных путей заинтересованное лицо должно предоставить акты общей формы, памятки приемосдатчика, а также иные акты, предусмотренные законом.

В соответствии  со статьей 20 УЖТ РФ грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются и плата за пользование ими не взимается.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «Тара-Инвест» (пользователь) заключили договор № 1-38 от 25.10.2005 на подачу и уборку вагонов ООО «Тара-Инвест» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге,  на станции Ярославль-Пристань Северной железной дороги сроком до 30.11.2010г. В параграфе 8 договора установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от пользователя уведомления о готовности всей одновременно поданной партии к уборке. В соответствии с параграфом 9 пользователь обязался уплачивать перевозчику штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку. Начисленные в соответствии с пунктом 2б параграфа 9 штрафы перевозчик списывает с лицевого счета пользователя на основании документов, подтверждающих сверхнормативную задержку вагонов.

В уведомлении №0000012200000060/0000006129 ответчик  сообщил истцу о списании с лицевого счета суммы штрафа в период  с 26 июня 2007 по 26 июня 2007г. в размере 129800 руб. К уведомлению приложен перечень железнодорожных документов № 79 от 26.06.07г.

 В материалы дела представлены: акт общей формы от 14.02.07г., в котором содержится описание обстоятельств, вызвавших составление акта: 14.02.07 на подъездном пути ООО «Тара-Инвест» вагон № 22377402 сорвана дверь при погрузке вагона и акт общей формы № 279 от 26.02.07, где указано: вагон простаивает на путях необщего пользования ООО «Тара-Инвест» в ожидании комиссии по сохранности вагонного парка для составления ВУ-25 и оплаты,  также в акте имеется отметка с отказом от подписи  мастера ТЕЦ, в которой подтверждается факт нахождения вагона № 22377402 на путях необщего пользования по воле железной дороги с 14.02.07 для работы комиссии по расследованию несчастного случая, а с 1.03.07  имеет место ежедневное получение телефонограмм, уведомлений о вывозе вагона. Также в материалах дела имеются ведомость подачи и уборки вагона № 24  с 24.02- 15.03.07г. и ведомость подачи и уборки вагонов № 24  с 14.02 по 8.05.07г.; памятки приемосдатчика № 296, где время операции указано - подача на выставочный путь – 14.02 3-40. и № 531, где указано -  с 1.03 17 часов уведомление о завершении грузовых операций.

 Из заключения акта экспертизы № 7.036.712 от 21.02.07г. Ярославской торгово-промышленной палаты следует: в результате обследования открывания и закрывания двери вагона № 22377402, поданного 13.02.07 13.02.07 на ООО «Тара-Инвест» со станции «Ярославль-Пристань» установлено, что техническое состояние узла открывания и закрывания сдвижной двери неудовлетворительное. Касаемо узла открывания и закрывания двери вагона № 22377402 находится в неисправном состоянии.

При оценке имеющихся в материалах дела доказательств в совокупности с требованиями вышеуказанных

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу n А29-4163/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также