Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу n А82-1660/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

07 августа 2008 года

Дело № А82-1660/2008-99 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего  судьи  Черных Л.И.,

судей  Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей  Черных Л.И.,

без участия представителей сторон,

 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» 

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 по делу № А82-1660/2008-99, принятое судьей Украинцевой Е.П.,

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области

к Муниципальному  дошкольному  образовательному  учреждению «Детский  сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

о взыскании 57 192 рубля 41 копейки,

установил:

                Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 8 по Ярославской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» (далее по тексту – МДОУ детский сад № 18 «Сказка», Учреждение) 57 192 рубля 41 копейки, в том числе 56 889 рублей земельного налога за 9 месяцев 2007 года и 303 рубля 41 копейки пени по налогу по состоянию 01.11.2007 года.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 заявленные Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области  требования удовлетворены в полном объеме.

МДОУ детский сад № 18 «Сказка», не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что у него отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, то есть свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный объект с последующей передачей в постоянное (бессрочное) пользование, либо иные акты органов местного самоуправления и государственных органов, устанавливающие иные вещные права на земельный участок; в судебном заседании данный вопрос не был рассмотрен и разрешен. По мнению заявителя жалобы, МДОУ детский сад № 18 «Сказка» финансируется из областного бюджета, следовательно, имеет право на льготу, установленную пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога».

Межрайонная ИФНС России № 8 по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган заявил ходатайство о привлечении к рассматриваемому делу в качестве третьего лица Администрации городского поселения Углич.

Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев данное ходатайство Инспекции, считает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад № 18 «Сказка» представило в Межрайонную ИФНС России № 8 по Ярославской области налоговую декларацию по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года, согласно которой исчислен к уплате земельный налог в размере 56 889 рублей.

Поскольку в установленный срок данная сумма налога Учреждением уплачена не была, Инспекция направила Учреждению требование № 9572 об уплате 56 889 рублей земельного налога и 303 рублей 41 копеек пеней по налогу.

В связи с тем, что по требованию Учреждение не уплатило земельный налог и пени, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога», Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 28.09.2007 № 135 «О внесении изменений в Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67» и исходил из того, что МДОУ детский сад № 18 «Сказка» не является учреждением, финансируемым в полном объеме за счет средств областного бюджета и не является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского поселения Углич, в связи с чем на него не распространяется действие Решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога» (в редакции решения от 28.09.2007 № 135) в части применения льготы, предусмотренной пунктом 7 указанного Решения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене.

На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 № 67 «Об установлении земельного налога» на территории городского поселения Углич введен земельный налог на 2007 год.

Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики – организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пунктам 1 статьей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю земельных участков.

 Из содержания приведенных норм права следует, что обязанность по уплате земельного налога в 2007 году возникает в отношении земельных участков, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения которыми зарегистрировано в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад № 18 «Сказка» создано постановлением главы администрации УМО 21.03.1994 года № 550 (215) и находится по адресу: Ярославская область, г.Углич, ул. Часовая, д. 2а (пункт 1.2  Устава Учреждения).

В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Устава здание, земля и имущество закрепляются за МДОУ детский сад № 18 «Сказка» на праве оперативного управления, земельный участок - в бессрочное и бесплатное пользование.

Как следует из материалов дела, документов, свидетельствующих о предоставлении МДОУ детский сад № 18 «Сказка» земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, в материалы дела не представлено, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в рассматриваемый период (9 месяцев 2007 года) не осуществлена.

Ходатайство Инспекции, изложенное в отзыве на апелляционную жалобу, об истребовании судом апелляционной инстанции документов, подтверждающих выделение МДОУ детский сад № 18 «Сказка» земельного участка, удовлетворению не подлежит, так как в рассматриваемой ситуации правовое значение имеет не документ о выделении земельного участка, а документ, удостоверяющий соответствующее право, на котором предоставлен земельный участок: свидетельство о государственной регистрации прав, которое выдается правообладателю земельного участка в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо иной документ, выдаваемый в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до принятия указанного Федерального закона, удостоверяющий право на земельный участок.

В данном же случае налоговый орган не отрицает отсутствие у МДОУ детский сад № 18 «Сказка» свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, о чем указывает в отзыве на апелляционную жалобу, говоря, что Учреждением не приняты меры к надлежащему оформлению документов на земельный участок (страница 2 отзыва налогового органа).

Налоговым органом не установлено и МДОУ детский сад № 18 «Сказка» не отражено в налоговой декларации за 9 месяцев 2007 года то, что Учреждение владеет на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования иными земельными участками.

Следовательно, у МДОУ детский сад № 18 «Сказка» не возникла обязанность по уплате земельного налога за 9 месяцев 2007 года.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области о взыскании с МДОУ детский сад № 18 «Сказка» недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года в размере 56 889 рублей и пени по налогу в размере 303 рубля 41 копейки удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба МДОУ детский сад № 18 «Скакзка» - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы МДОУ детский сад № 18 «Сказка» по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области.

Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» удовлетворить.

Решение Арбитражного  суда  Ярославской области от 07.05.2008 по  делу №А82-1660/2008-99 отменить.

В удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» 56 889 рублей земельного налога и 303 рубля 41 копейки пеней отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка» 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

 

Председательствующий

         Л.И.Черных

Судьи

         Л.Н.Лобанова

         Т.В.Хорова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу n А29-8674/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также