Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу n А82-10682/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 17 января 2012 года Дело № А82-10682/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С., при участии в судебном заседании: представителя ответчика Смирновой Н.Н., действующей на основании доверенности от 28.12.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2011 по делу №А82-10682/2011, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л., по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» (ИНН: 7604119315, ОГРН: 1077604029590) к Государственной жилищной инспекции Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 20.07.2011 № 131/01-1, установил:
открытое акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Управдом Кировского района») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция, административный орган) о привлечении Общества к административной ответственности от 20.07.2011 № 131/01-1. Решением суда первой инстанции от 21.11.2011 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Административный орган, не согласившись с принятым судебным актом, считая его принятым без учета фактических обстоятельств дела и при неправильном применении норм материального права, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать. По мнению Инспекции, судом неправильно применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), регламентирующие срок давности привлечения к административной ответственности. Полагая, что объектом посягательства по вмененному ОАО «Управдом Кировского района» составу правонарушения, предусмотренному статьей 7.22 КоАП РФ, являются права потребителей на соблюдение установленных нормативов и правил, в соответствии с которыми исполнитель жилищных услуг обязан предоставить потребителю жилищные услуги надлежащего качества, ответчик считает необходимым в рассматриваемой ситуации в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ применить годичный срок давности. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике по делам об административных правонарушениях судов общей юрисдикции, а Арбитражный суд Ярославской области, признавая оспариваемое постановление незаконным в связи с истечением двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, нарушил принципы единства судебной системы и равенства всех перед законом и судом. Доводы апелляционной жалобы подробно изложены в тексте апелляционной жалобы и поддержаны представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Управдом Кировского района» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1077604029590 (л.д. 11). 25.12.2007 между Обществом и собственниками помещений в доме, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 73, заключен договор управления многоквартирным домом № 2-059 (л.д. 54-59), согласно пункту 1.1 которого заявитель принял на себя полномочия по управлению указанным домом. 28.02.2011 прокуратурой Кировского района города Ярославля с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Ярославской области проведена проверка обращений жителей дома № 73 по ул. Б. Октябрьская города Ярославля о нарушениях жилищного законодательства при эксплуатации жилого дома. Выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований зафиксированы в акте проверки от 28.02.2011 № 327-2 (л.д. 110). В частности, проверяющими установлено отсутствие освещения в подвальном помещении, захламленность и засоренность подвального помещения, в том числе теплоузла; частичное разрушение труб в подвальном помещении; наличие свищей, течи труб холодного водоснабжения в подвальном помещении; частичное разрушение кирпичной кладки из красного пустотелого кирпича по периметру оконных проемов со стороны дворового фасада в районе 3 и 4 подъездов; наличие скруток проводов, частичное отсутствие электрических ламп в осветительных приборах на лестничных клетках 1 и 2 подъездов; отслоение штукатурного слоя в 1 и 2 подъезде. Допущенные заявителем нарушения противоречат требованиям пунктов 4.1.3, 4.1.15, 5.8.3, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 5.6.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Рассмотрев материалы проверки соблюдения жилищного законодательства и выявив в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, 10.03.2011 прокурор Кировского района города Ярославля вынес в отношении ОАО «Управдом Кировского района» постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 23-26). По результатам рассмотрения постановления прокурора заместитель начальника Инспекции в присутствии представителя Общества по доверенности вынес в отношении заявителя постановление о привлечении к административной ответственности от 20.07.2011 № 131/01-1 (л.д. 6-7), в соответствии с которым ОАО «Управдом Кировского района» на основании статьи 7.22 КоАП РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным. Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил отсутствия доказательств невиновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, суд посчитал незаконным привлечение заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности и отменил оспариваемое постановление Инспекции. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением. Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены, в частности, в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). В рассматриваемом случае субъектом данного административного правонарушения является управляющая организация (Общество). В ходе проверки обстоятельств, изложенных в обращении жителей дома №73 по ул. Б. Октябрьская города Ярославля, установлены факты нарушения норм указанных Правил, что нашло свое отражение в акте проверки от 28.02.2011 № 327-2. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вменяемое Обществу административное правонарушение выявлено 28.02.2011. Факт совершения вменяемого правонарушения и вина Общества в его совершении установлены судом первой инстанции и в апелляционной жалобе не оспариваются. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения. Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому в случае их пропуска суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ). Указывая, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, ответчик оспаривает вывод суда о применении двухмесячного срока давности привлечения к ответственности. Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и признан необоснованным. Учитывая, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей, имея в виду, что решение по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ). Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. В решении по делу о таком правонарушении должны быть приведены обстоятельства, на которых основан вывод о том, что правонарушением нарушено законодательство о защите прав потребителей. Вмененное заявителю правонарушение содержится в главе 7 КоАП РФ, устанавливающей виды административных правонарушений в области охраны собственности. Административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, посягает не на права потребителей, а на порядок управления многоквартирным домом и его содержания, то есть на отношения в жилищно-коммунальной сфере. Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Материалами дела подтверждается, что Обществу вменено нарушение правил содержания и ремонта жилого помещения, а не законодательства о защите прав потребителей. Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу n А28-8005/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|