Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу n А28-6864/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 28 декабря 2011 года Дело № А28-6864/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Устюжанинова В.А., судей Бармина Д.Ю., Щелокаевой Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Четверговым Д.С., при участии в судебном заседании: представителя истца – директора Журавлевой Н.В., действующей на основании решения учредителя общества с ограниченной ответственностью "ТрансСибЭкспедиция" № 1 от 04.05.2006, представителя третьего лица Смирнова А.Н., действующего на основании доверенности от 01.07.2011, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСибЭкспедиция" (ИНН: 4345135944; ОГРН: 1064345102095) на решение Арбитражного суда Кировской области от 11.11.2011 по делу №А28-6864/2011, принятое судом в составе судьи Савельева А.Б., по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансСибЭкспедиция" (ИНН: 4345135944; ОГРН: 1064345102095) к индивидуальному предпринимателю Груздевой Юлии Александровне (ИНН: 431312178263; ОГРН: 310434506400039), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью "Продгарант" (ИНН: 4345292312; ОГРН: 1104343022803), о взыскании 28 140 рублей 00 копеек, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансСибЭкспедиция" (далее также – общество "ТрансСибЭкспедиция", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Груздевой Юлии Александровне (далее также – предприниматель, ответчик) о взыскании 28 140 рублей 00 копеек части стоимости утраченного груза. По ходатайству истца определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Продгарант" (далее – общество "Продгарант", третье лицо). Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.11.2011 обществу "ТрансСибЭкспедиция" отказано в удовлетворении исковых требований. Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество "ТрансСибЭкспедиция" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика части стоимости утраченного груза в сумме 28 140 рублей и 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с выводом суда о том, что истец не имеет права на предъявление к ответчику заявленных исковых требований. По мнению истца, суд первой инстанции не принял во внимание, что в экземпляре договора-заявки указан государственный регистрационный номер автомобиля Скания Н264АУ37, прицеп 5446/37 и фамилия водителя Шерстнов А.Н. Заявитель апелляционной жалобы считает, что представленная в дело товарно-транспортная накладная № 19877 от 27.04.2011 подтверждает заключение договора перевозки груза между истцом и ответчиком, а также что груз был принят к перевозке ответчиком. Отзывы на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо суду не представили. Судебное разбирательство в арбитражном суде апелляционной инстанции, назначенное на 15 декабря 2011 года, было отложено на 26 декабря 2011 года. В судебном заседании 26 декабря 2011 года представители истца и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Кроме того, представитель третьего лица привел довод о том, что между истцом и ответчиком сложились отношения транспортной экспедиции, в связи с чем к отношениям сторон подлежат применению нормы законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности. Ответчик в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика и его представителей. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между обществом "Продгарант" (заказчик) и обществом "ТрансСибЭкспедиция" (перевозчик) был подписан договор-заявка от 26.04.2011 на автоперевозку продуктов питания по маршруту Москва – Киров автомобилем Скания Н264АУ37, водитель Шерстнов Александр Николаевич, стоимость услуг 42 000 рублей. Между обществом "ТрансСибЭкспедиция" (заказчик) и предпринимателем (перевозчик) также был подписан договор-заявка от 26.04.2011 на автоперевозку продуктов питания по маршруту Москва – Киров, автомобилем Скания Н264АУ37, водитель Шерстнов Александр Николаевич, стоимость услуг 40 000 рублей. В материалы дела представлена товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) от 27.04.2011 №19877, в которой в качестве грузоотправителя указано закрытое акционерное общество "Московская Пивоваренная Компания" (далее – грузоотправитель), в качестве грузополучателя и плательщика – общество "Продгарант". Согласно товарному разделу указанной накладной 27 апреля 2011 года грузоотправителем Шерстнову А.Н., действующему от имени общества "Продгарант" на основании доверенности от 27.04.2011 № П-00523, отпущен (выдан) товар (пиво) на сумму 462 192 рубля. Аналогичные сведения содержатся в товарной накладной (форма № ТОРГ-12) от 27.04.2011 № О_090479. В транспортном разделе товарно-транспортной накладной от 27.04.2011 №19877 указан автомобиль Скания Н264АУ37, заказчик (плательщик) – "Продгарант", водитель – "Шерстнов", а также пункты погрузки и разгрузки; графа "Организация" не заполнена. В мае 2011 года общество "Продгарант", ссылаясь на договор-заявку от 26.04.2011 на автоперевозку груза и товарную накладную от 27.04.2011 № О_090479, направило в адрес истца претензию, в которой указало на факт недоставки груза обществу и потребовало возместить его стоимость. Истец согласился оплатить часть стоимости недоставленного груза, в связи с чем между обществом "Продгарант" и истцом было подписано соглашение от 17.05.2011 №1, по которому истец обязался возместить обществу "Продгарант" ущерб, причиненный утратой груза, в размере 231 096 рублей 00 копеек. Истец направил в адрес ответчика претензию от 19.05.2011 И-№05/2/11 с требованием возместить ущерб от утраты груза, переданного по товарной накладной от 27.04.2011 № О_090479, в сумме 462 192 рубля 00 копеек. В ответе от 16.06.2011 на претензию ответчик не согласился с требованиями о возмещении стоимости груза, указывая, в том числе, на отсутствие факта вверения ему груза как перевозчику. Истец погасил третьему лицу часть стоимости груза в размере 28 140 рублей 00 копеек путем проведения зачетов взаимных требований. В связи с отказом ответчика добровольно удовлетворить требования истца, последний обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Отказывая обществу "ТрансСибЭкспедиция" в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия у него права на предъявление к ответчику требований о взыскании стоимости утраченного груза. Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца к ответчику не основаны ни на договоре перевозки, ни на договоре транспортной экспедиции. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из нижеследующего. В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1); общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2). Общие условия перевозок грузов автомобильным транспортом определены в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (части 1 и 2 статьи 1; далее – Устав автомобильного транспорта). Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса, части 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В подтверждение заключения между истцом и ответчиком договора перевозки груза и принятия груза ответчиком истец ссылается на товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т) от 27.04.2011 №19877. Форма указанной товарно-транспортной накладной утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее – постановление Госкомстата № 78). В соответствии указаниями по применению и заполнению формы № 1-Т (товарно-транспортная накладная), изложенными в постановлении Госкомстата № 78, товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. При этом транспортным разделом накладной определяются взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Данный раздел служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. Между тем из содержания товарно-транспортной накладной от 27.04.2011 №19877 не следует, что организацией – владельцем автотранспорта (автомобиля Скания Н264АУ37), выполнявшей перевозку отпущенного грузоотправителем товара, является ответчик. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Шерстнов А.Н., получая груз по доверенности общества "Продгарант", являлся при этом работником ответчика и действовал в рамках должностных обязанностей по исполнению ответчиком договора-заявки на автоперевозку от 26.04.2011, заключенного с истцом. Также в товарно-транспортной накладной от 27.04.2011 отсутствует какая-либо информация, свидетельствующая о взаимоотношениях между грузополучателем, ответчиком и истцом. Истец, равно как и ответчик, не указаны в накладной ни в качестве перевозчика, ни в качестве лица, заключившего договор перевозки в отношении указанного в накладной груза. В силу части 5 статьи 8 Устава автомобильного транспорта договор перевозки груза может заключаться также посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя. Представленные в материалы дела договоры-заявки на автоперевозку от 26.04.2011 содержат сведения об автомобиле, водителе, а также пунктах погрузки и разгрузки товара, которые совпадают с аналогичными сведениями, указанными в товарно-транспортной накладной от 27.04.2011. Между тем совпадение данных сведений однозначно не свидетельствует о заключении названных договоров в отношении указанного в накладной груза, поскольку в договорах груз не конкретизирован, а в накладной отсутствует ссылка на организацию, осуществляющую его перевозку. Таким образом, сопоставление договоров-заявок на автоперевозку от 26.04.2011 с товарно-транспортной накладной от 27.04.2011 № 19877, товарной накладной от 27.04.2011 № О_090479, а также иными материалами дела не позволяет суду прийти к выводу о взаимосвязи указанных документов и существовании между истцом и ответчиком обязательств по перевозке груза, переданного по указанным накладным. Нормы законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности также не позволяют признать за истцом право требовать от ответчика возмещения стоимости недоставленного груза. Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 1); правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяется, в частности, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) (пункт 2). Перечень экспедиторских документов изложен в пункте 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее – Правила). К экспедиторским документам относятся: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). В соответствии с пунктом 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Указанные экспедиторские документы, подтверждающие заключение договора об оказании ответчиком транспортно-экспедиционных услуг и факт получения ответчиком груза, в материалы дела не представлены. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие у него оснований для взыскания с ответчика стоимости недоставленного груза. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В силу положений подпунктов 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2011 по делу n А17-3890/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|