Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу n А29-5833/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

20 декабря 2011 года

Дело № А29-5833/2011

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 по делу

№ А29-5833/2011, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Респект»

(ИНН: 1101046275, ОГРН: 1051100550962)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару

(ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)

о  признании частично недействительным решения от 16.05.2011 № 39621,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Респект» (далее – Общество, ООО «Респект») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее – Инспекция) от 16.05.2011 № 39621.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части установления суммы штрафа в размере 900 рублей.

Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку решение Инспекции принято 16.05.2011, то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», налоговый орган правомерно руководствовался размерами налоговых санкций, действующих на момент принятия решения.   

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласно, просит решение суда оставить без изменения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Обществом 28.12.2010 представлена в Инспекцию единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, в ходе которой установлено, что декларация представлена с нарушением установленного срока (не позднее 20.01.2009).

Результаты проверки отражены в акте от 06.04.2011 № 39015.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем начальника Инспекции принято решение от 16.05.2011 № 39621 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 229-ФЗ), в виде уплаты штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 29.06.2011 № 292-А решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции в части взыскания штрафа в размере 900 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 2 статьи 80, статьей 106, пунктом 1 статьи 108, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» и исходил из того, что привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено на основании закона, действовавшего в момент окончания совершения правонарушения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Таким образом, срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2008 год – не позднее 20.01.2009.

Обществом представлена в Инспекцию единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год 28.12.2010 (листы дела 39-40), то есть с нарушением установленного срока. Факт нарушения Обществом не оспаривается.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ, девствовавшей до 02.09.2010) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

С 02.09.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).

Согласно статье 119 Кодекса (в редакции Федерального закона № 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Как правильно исходил суд первой инстанции, налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 119 Кодекса, не является длящимся и считается оконченным, когда истек срок, предусмотренный законодательством, для представления налоговой декларации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация за 2008 год должна была быть представлена не позднее 20.01.2009.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности должно быть осуществлено на основании статьи 119 Кодекса в ее редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения до 02.09.2010.

То обстоятельство, что факт правонарушения выявлен налоговым органом после фактического представления налогоплательщиком декларации (28.12.2010), не означает, что правонарушение совершено Обществом в день его выявления налоговым органом.

Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В силу пункта 13 статьи 10 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Из анализа статьи 5 Кодекса и пункта 13 статьи 10 Федерального закона № 229-ФЗ следует, что за налоговое правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная Кодексом в редакции Федерального закона № 229-ФЗ, в случаях, если изменения, внесенные настоящим Федеральным законом в Кодекс, устанавливают более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Новая редакция статьи 119 Кодекса (от 02.09.2010) по сравнению с прежней редакцией увеличивает минимальную сумму штрафа в случае представления декларации, когда сумма налога составляет ноль рублей, в связи с этим не может быть применена при привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ.

Ссылка Инспекции на пункт 12 статьи 10 Федерального закона № 229-ФЗ отклоняется, поскольку указанная норма не изменяет порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленный пунктом 2 статьи 5 Кодекса, и предлагаемое налоговым органом применение Федерального закона № 229-ФЗ не предусматривает.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительным решение Инспекции от 16.05.2011 № 39621 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения в части установления суммы штрафа в размере 900 рублей.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2011 по делу №А29-5833/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

Л.И. Черных

Судьи                         

 

М.В. Немчанинова

 

А.В. Караваева

 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу n А28-8861/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также