Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу n А82-6360/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

 

г.Киров

19 июня 2008 года                                                               Дело №А82-6360/2007-20

(объявлена резолютивная часть постановления)

04 июля 2008 года

(изготовлено постановление в полном объеме)

Второй  арбитражный  апелляционный  суд в составе:

председательствующего Л.И. Черных,

судей Т.В. Хоровой, Г.Г. Буториной,

при ведении протокола судебного заседания судьей  Л.И. Черных,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2008 по  делу № А82-6360/2007-20, принятое судьей Н.Н.Коробовой,

по заявлению Ярославской Объединенной технической школы РОСТО (ДОСААФ)

к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области

о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога и пени,

третье лицо: ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской  Федерации,

установил:

Ярославская Объединенная техническая школа РОСТО (ДОСААФ) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области о возврате излишне уплаченной и излишне взысканной суммы единого социального налога в размере 271 841 рублей 29 копеек и излишне взысканных пени по единому социальному налогу, перечисляемому в Федеральный Фонд социального страхования, в размере 166 113 рублей 34 копеек, всего 437 854 рублей 63 копеек (лист 13-15 том 2).

Решением от 11.03.2008, с учетом определения об исправлении опечатки от 03.06.2008, Арбитражный суд Ярославской области обязал Инспекцию возвратить заявителю 415 369 рублей 40 копеек, в том числе 252 275 рублей 40 копеек излишне взысканного единого социального налога, зачисляемого в бюджет Федерального Фонда социального страхования и 163 094 рублей пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Федерального Фонда социального страхования. В остальной части Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) отказано в удовлетворении заявленных требований.

Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части обязания Инспекции возвратить сумму излишне взысканного единого социального налога.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, требования заявителя о возврате излишне взысканных сумм единого социального налога удовлетворены судом в части большей, чем были заявлены. Инспекция указывает на то, что сторонами были представлены суду первой инстанции состояния расчетов по единому социальному налогу за период 2002-2006 годов с учетом уточненных налоговых деклараций за 1-4 кварталы 2002 года и за 1 квартал 2003 года. В итоге стороны пришли к общей сумме единого социального налога в размере 271 841 рублей 29 копеек, которая являлась бы переплатой в случае принятия налоговым органом уточненных налоговых деклараций за 1-4 кварталы 2002 года и за 1 квартал 2003 года. Указанная сумма переплаты складывается из суммы излишне взысканного налога 245 967 рублей (списание 27.12.2005 по инкассовому поручению от 18.06.2004 № 715) и суммы излишне уплаченного налога в размере 25 874 рублей 29 копеек, в части иска о возврате которой заявителю по решению суда отказано (245 967 + 25 874,29 = 271 841,29). Следовательно, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований в части обязания Инспекции возвратить сумму излишне взысканного налога в размере 271 841 рублей 29 копеек, так как сумма излишне взысканного налога составляет 245 967 рублей.

Ярославская ОТШ РОСТО (ДОСААФ) представила отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции – без удовлетворения.

ГУ – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу налогового органа не представило.

Лица, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, уведомлением от 15.08.2006 № НШ-07/10/06/22634 Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области сообщила Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) о том, что уточненные декларации по единому социальному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002 года и за 2002 год в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты к исполнению, поскольку истек срок камеральной проверки и расчета (снятия или доначисления) пеней.

21.09.2006 года, налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением № 308 о зачете переплаты по единому социальному налогу в уплату имеющейся задолженности по пеням либо возврате указанной переплаты на расчетный счет, которая образовалась в течение 2002-2005 годов из-за неправильного оформления и сдачи налоговых деклараций в размере 462 185 рублей 85 копеек.

Письмом от 03.10.2006 № 1559, Инспекция отказала Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) в проведении зачета (возврата) переплаты по единому социальному налогу в сумме 462 185 рублей 43 копейки, поскольку по состоянию на 01.10.2006 в лицевом счете налогоплательщика переплаты в указанной сумме не числится. Данным письмом, на основании пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция предложила Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) обратиться с заявлением о сверке расчетов в отдел по работе с налогоплательщиками.

Не согласившись с отказом Инспекции в зачете (возврате) переплаты, Ярославская ОТШ РОСТО (ДОСААФ) обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что материалами дела подтверждается и признано налоговым органом, что до принятия уточненных налоговых деклараций размер исчисленного единого социального налога не соответствовал размеру действительного налогового обязательства, что повлекло начисление пени и принятие мер по принудительному взысканию задолженности по налогу и пени; излишнее взыскание налога состоялось 27.12.2005 в сумме 245 967 рублей и 20.09.2006 в сумме 6 308 рублей 40 копеек, взыскание пени производилось в период с 27.10.2004 по 25.10.2006; с рассматриваемым заявлением налогоплательщик обратился в суд первой инстанции 10.07.2007, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации срока; взыскание спорных сумм производилось в отсутствие обязательства по уплате налога и пени.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционной суд не находит оснований для отмены принято судебного акта.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

В силу пункта 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

На основании пункта 1 статьи 87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Из указанных норм следует, что Кодекс не ограничивает право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога.

Как видно из материалов дела, 11.07.2006 и 24.07.2006 Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) в Инспекцию были представлены уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2002 года, 1 полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 года и уточненная налоговая декларация по единому социальному налогу за 2002 год, а также уточненные расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу за 2003-2005 годы.

В этих расчетах и декларациях налогоплательщиком были уменьшены исчисленные ранее к уплате суммы единого социального налога в части Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку в первоначальных расчетах и декларациях были неправильно указаны итоговые суммы налога (завышены), при этом налоговая база в сравнении с первоначальными расчетами и декларациями не изменилась.  

Уведомлением от 15.08.2006 Инспекция сообщила налогоплательщику о том, что уточненные декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2002, 1 полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 года и за 2002 год не могут быть приняты к исполнению, так как истек срок камеральной проверки, установленный в статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем, из материалов дела видно и Инспекцией не оспаривается, что размер исчисленного к уплате в бюджет в первоначальных расчетах и налоговых декларациях единого социального налога, не соответствовал размеру действительного налогового обязательства налогоплательщика.

В ходе сверки расчетов с учетом уточненных расчетов и налоговых деклараций, в том за 2002 год и 1 квартал 2003 года, налогоплательщиком и налоговым органом установлено, что всего за период 2002-2006 годов Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) был правильно начислен и подлежал уплате в бюджет единый социальный налог (Фонд социального страхования Российской Федерации) в размере 255 149 рублей 98 копеек, а уплачено налогоплательщиком и взыскано налоговым органом за указанный период 526 991 рублей 27 копеек (лист 19-23 том 2), что также подтверждается представленными в дело уточненными расчетами и декларациями, а также платежными поручениями об уплате налога и инкассовым поручением. Таким образом, образовалась переплата по налогу в размере 271 841 рублей 29 копеек. Данную сумму переплаты налоговый орган не оспаривает в апелляционной жалобе.

В ходе рассмотрения дела налогоплательщик уточнил (лист 13 том 2), что в состав переплаты входит излишне уплаченная сумма единого социального налога в размере 25 874 рублей 29 копеек. Налоговый орган данную сумму не оспаривает.

Таким образом, сумма излишне взысканного налога по расчету налогового органа получается равной 245 967 рублей (271 841 рублей – 25 874 рублей). На этой сумме излишне взысканного налога настаивает налоговый орган в апелляционной жалобе.

Из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что 245 967 рублей единого социального налога за рассматриваемый период излишне взыскано Инспекцией 27.12.2005 по инкассовому поручению № 715 от 18.06.2004 (лист 120 том 1).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что 20.09.2006 Инспекцией произведен зачет 6 308 рублей 40 копеек пеней в погашение обязанности налогоплательщика по уплате единого социального налога в части Фонда социального страхования Российской Федерации за рассматриваемый период (лист 52 том 2). Данная сумма 6 308 рублей 40 копеек является излишне взысканным единым социальным налогом, поскольку заявление налогоплательщика о таком зачете налоговым органом в дело не представлено, всего правильно начислено и подлежало уплате в бюджет за 2002 – 2006 годы 255 149 рублей.

Указанную сумму (6 308 рублей 40 копеек) налогоплательщик просил в настоящем заявлении обязать Инспекцию ему возвратить, при этом относил данную сумму в пени (лист 24 том 2).

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для выводы о том, что Ярославской ОТШ РОСТО (ДОСААФ) не были заявлены требования в указанном размере, поскольку в уточненном заявлении (лист 15 том 2) налогоплательщик просил обязать Инспекцию возвратить всего 437 854 рублей 63 копеек излишне уплаченных и излишне взысканных сумм единого социального налога, а также излишне снятых пеней.

Следовательно, правильно установив, что взыскание спорных сумм производилось в счет отсутствующего обязательства по уплате налога, с настоящим заявлением организация обратилась 10.07.2007, то есть в пределах трехлетнего срока, установленного в пункте 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, со дня взыскания налога (27.12.2005 и 20.09.2006),  а также учитывая то, что налоговый орган не представил доказательств наличия задолженности, в погашение которой мог быть произведен зачет излишне взысканных сумм налога, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования об обязании Инспекции возвратить налогоплательщику, с учетом исправления опечатки в судебном акте, 252 275 рублей 40 копеек излишне взысканного единого социального налога (245 967 рублей + 6 308 рублей 40 копеек).

Кроме того, судом первой инстанции удовлетворены требования налогоплательщика об обязании Инспекции возвратить соответствующие 163 094 рублей пеней по единому социальному налогу, взыскание которых производилось в период с 27.10.2004 по 25.10.2006, то есть в отношении которых организация также обратилась в пределах установленного пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации срока.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу n А82-2154/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также