Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А31-5732/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://www.2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции 02 июля 2008 года Дело №А31-5732/2007-10 (объявлена резолютивная часть) 02 июля 2008 года (изготовлен полный текст) Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кобелевой О.П. судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г. при ведении протокола судебного заседания судьей Кобелевой О.П.
при участии в заседании: от истца: Меднис К.Л. (доверенность от 01.07.2008), Шапошникова Я.А. (доверенность от 01.07.2008) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 24 апреля 2008 года по делу №А31-5732/2007-10, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю, по иску Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области к муниципальному унитарному предприятию города Костромы "Городское дорожное специализированное управление" с привлечением в качестве третьего лица Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы о взыскании арендной платы, пени, установил: Департамент имущественных отношений Костромской области (далее – истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Городское дорожное специализированное управление» (далее – ответчик, предприятие) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 1490869 рублей 87 коп., пени за просрочку внесения платежей в размере 188468 рублей 08 коп. До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность по арендной плате по договору №1.5377.3 от 27.07.2005 за земельный участок площадью 58996,71 кв.м. за период с 27.07.2005 по 03.04.2008 в размере 1777622 рубля 58 коп., пени за просрочку платежей за период с 26.12.2005 по 03.04.2008 в размере 230586 рублей 36 коп. Определением от 07.04.2008 суд заменил первоначального истца в связи с изменением его наименования на Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. Определением от 18.12.2007 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы (далее – третье лицо, комитет). Предъявленные требования истец основывал на статьях 309, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик в отзыве на исковое заявление указывал, что задолженность следует разделить на два периода; задолженность за период с 23.09.2006 возникла перед департаментом; на арендуемом земельном участке находится сторонняя организация (ООО «Блиц-Сервис», арендатор по договору аренды №2.6644.3 от 24.07.2006), однако перерасчет арендных платежей не был произведен; в связи с изложенным просил в удовлетворении заявления в части взыскания задолженности по арендной плате с 01.04.2006 по 22.09.2006 отказать. В ходе рассмотрения дела ответчик изменил позицию по делу, просил в иске отказать, считал департамент ненадлежащим истцом. Третье лицо в отзыве на исковое заявление также считало, что задолженность перед департаментом возникла только за период с 23.09.2006. Впоследствии третье лицо также изменило позицию, считало, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью, иск предъявлен ненадлежащим лицом. Решением от 24.04.2008 в удовлетворении исковых требований отказано. В решении суд пришел к выводу, что земельный участок, переданный ответчику по договору №1.5377.3 от 27.07.2005, является собственностью муниципального образования в силу закона как занятый объектами муниципальной собственности и предоставленный муниципальному унитарному предприятию. Не согласившись с решением от 24.04.2008, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по договору №1.5377.3 от 27.07.2005 в размере 1777622 рубля 58 коп., пени за просрочку платежей в размере 230586 рублей 36 коп. В жалобе заявитель со ссылкой на положения земельного и гражданского законодательства указывает, что для возникновения права собственности на земельные участки в процессе разграничения необходима государственная регистрация такого права; спорный участок относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена; при вынесении решения суд не принял во внимание и не дал должную оценку условиям договора аренды №1.5377.3 от 27.07.2005, права арендодателя по которому были переданы департаменту в установленном на территории г.Костромы порядке. Ответчик по делу отзыв на апелляционную жалобу не представил. Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонило. Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 24.04.2008 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта в силу следующего. Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы и МУП г.Костромы «ГДСУ» заключен договор аренды земельного участка №1.5377.3 от 27.07.2005, по условиям которого комитет (арендодатель) предоставляет, а предприятие (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: г.Кострома, ул.Индустриальная, д.56 для использования в целях эксплуатации зданий и сооружений промышленного назначения в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 60784,67 кв.м. на срок с 14.07.2005 до 14.06.2006 (пункты 1.1., 2.1. договора). На земельном участке по указанному выше адресу расположены объекты недвижимости, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения (л.д.34-38 т.2). Акт приема-передачи земельного участка составлен 14.07.2005 (л.д.15 т.1). Договор аренды от 27.07.2005 был заключен во исполнение постановления Администрации города Костромы от 14.07.2005 №2082, которым предприятию был предоставлен земельный участок площадью 60784,67 кв.м. по ул.Индустриальной, д.56 (л.д.72 т.1). Постановлением Главы администрации города Костромы от 15.03.2006 №588 в постановление от 14.07.2005 были внесены изменения, площадь предоставленного предприятию земельного участка указана в размере 57368,57 кв.м. (л.д.82 т.1). В деле имеется кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 20.02.2006, подтверждающая постановку на кадастровый учет по указанному выше адресу земельного участка площадью 5,42 Га с присвоением ему кадастрового номера 44:27:06 01 01:0055 (л.д.25 т.2). Впоследствии площадь данного земельного участка уточнялась, о чем в деле имеется землеустроительное дело по межеванию земельного участка (л.д.38 т.1). Претензией от 12.07.2007 №5057/з Департамент имущественных отношений Костромской области сообщил МУП г.Костромы «ГДСУ» о том, что в силу Закона Костромской области от 15.08.2006 №62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы» является уполномоченным органом по распоряжению вышеназванным земельным участком; просил оплатить задолженность по арендной плате и пени (л.д.17 т.1). Кроме того, 12.07.2007 департамент направил в адрес предприятия дополнительное соглашение к договору аренды, датированное 06.03.2007, которым изменялось наименование арендодателя. Данное дополнительное соглашение было подписано арендатором (л.д.16 т.1). Поскольку задолженность погашена предприятием не была, департамент обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу. В соответствии пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду. В данном случае спорный земельный участок является предметом действующего договора аренды земельного участка №1.5377.3 от 27.07.2005, в связи с чем субъективным правом требовать внесения арендной платы обладает арендодатель как сторона по договору аренды. В обоснование требований по иску и по апелляционной жалобе заявитель ссылается на нормы абзаца третьего пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-фз «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закон Костромской области от 15.08.2006 №62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы», считая, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена в пользу муниципального образования, подтверждением чего является отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности. Приведенные выше доводы заявителя не могут быть признаны состоятельными. Указанный выше Закон Костромской области от 15.08.2006 №62-4-ЗКО вступил в силу с 23.09.2006. Однако ранее Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ (вступившим в силу с 01.07.2006) Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» был дополнен статьей 3.1., которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 3.1. Закона). Нахождение на спорном земельном участке кадастровый номер 44:27:06 01 01:0055 по адресу: г.Кострома, ул.Индустриальная, д.56 – недвижимых объектов, относящихся к муниципальной собственности, а также предоставление участка муниципальному унитарному предприятию для их эксплуатации до 01.07.2006, подтверждены документально копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.34-38 т.2), материалами землеустроительного дела (л.д.116 т.1, л.д.39-80 т.2), договором аренды от 27.07.2005, постановлением Администрации города Костромы от 14.07.2005 №2082. Таким образом, в силу прямого указания части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) спорный земельный участок с 01.07.2006 был передан в муниципальную собственность. Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности не свидетельствует о правомерности позиции заявителя. Согласно пункту статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления. Положения, содержащиеся абзаце 3 пункта 10 статьи 3 Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», к данному спору не применимы, т.к. после 01.07.2006 спорный земельный участок не относился к землям, на которые право государственной собственности не разграничено. Принятие и вступление в силу Закона Костромской области от 15.08.2006 №62-4-ЗКО, вопреки доводам заявителя, не могло повлечь переход правомочий по распоряжению земельным участком к уполномоченному органу исполнительной власти Костромской области независимо от наличия или отсутствия согласия муниципального образования, в том числе выраженного в действиях по передаче департаменту спорного договора аренды. Ссылка заявителя на Федеральный закон от 17.07.2001 №101-фз «О разграничении государственной собственности на землю» не может быть принята во внимание, т.к. данный федеральный закон утратил силу с 01.07.2006. Также из дела не усматривается нарушение судом первой инстанции пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-фз «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ввиду урегулирования спорных отношений иным специальным законом (часть 3 статьи 3.1. Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является обоснованным, принятым с учетом правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены либо изменения по приведенным в апелляционной жалобе мотивам не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене судебного решения, суд первой инстанции не допустил. Заявителю при обращении с апелляционной жалобой предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с заявителя. Руководствуясь статьями 258, 268, 269, п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Костромской области от 24 апреля 2008 года по делу №А31-5732/2007-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области – без удовлетворения.Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе. Выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий О.П. Кобелева Судьи Т.М. Дьяконова В.Г. Сандалов
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А28-1000/08-29/31. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|