Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу n А29-4091/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г.Киров, ул.Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Киров

25 ноября 2011 года                                                        Дело №А29-4091/2011

Резолютивная часть постановления объявлена        21 ноября 2011 года

Полный текст постановления изготовлен                   25 ноября 2011 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляковой С.Г.,

судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон

от истца – по доверенности Ротце А.М., Ульнырова Д.Б., директора Мустафина Н.А.

от ответчика – по доверенности Бартош Р.А.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального учреждения «Усинское жилищно-коммунальное хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск» на решение  Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011  по делу № А29-4091/2011, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.

по иску общества с ограниченной ответственностью «Транслайн» (ИНН: 1106025832 ОГРН 1091106000974) к Муниципальному учреждению «Усинское жилищно-коммунальное хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (ИНН: 1106025110 ОГРН 1091106000259), третье лицо: Администрация МОГО «Усинск» (ИНН: 1106020111 ОГРН 1061106001395)

о взыскании долга и пени,

установил:

 

          Общество с ограниченной ответственностью «Транслайн» (далее - ООО «Транслайн», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Муниципальному учреждению «Усинское жилищно-коммунальное хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Усинск», ответчик, заявитель) о взыскании 6 028 437 руб. 83 коп. долга по муниципальным контрактам №47/МЗ, 48/МЗ, 49/МЗ, 50/МЗ, 51/МЗ, 52/МЗ, 53/МЗ от 08.02.2011г. и 50 406 руб. 29 коп. пени за несвоевременную оплату.

         В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца отказался от исковых требований в части взыскания 50 406 руб. 29 коп. пени за несвоевременную оплату.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011г. принят отказ ООО «Транслайн» от иска в части взыскания 50 406 руб. 29 коп. пени. Производство по делу №А29-4091/2011 в части взыскания 50 406 руб. 29 коп. пени прекращено. 

С МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Усинск» в пользу ООО «Транслайн» взыскан долг в размере 6 028 437 руб. 83 коп., в доход федерального бюджета госпошлина 53 142 руб. 19 коп.

Суд исходил из того, что требования истца подтверждены представленными доказательствами.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вина ответчика в неисполнении обязательства отсутствует, так как расчеты сумм субсидий направлены ответчику с нарушением установленного срока и оформлены не в соответствии с условиями контракта, а именно: не согласованы с отделом промышленности и дорожного хозяйства администрации МОГО «Усинск».

Предарбитражная претензия с требованием погасит задолженность направлена истцу 14.06.2011г. Срок рассмотрения претензии составляет 15 дней (п.9.3 контрактов). Исковое заявление поступило в суд также 14.06.2011г., то есть истцом не соблюден претензионный порядок разрешения спора, что в силу ст.148 АПК РФ должно влечь оставление искового заявления без рассмотрения.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

18 января 2011 года на основании протокола рассмотрения заявок от 18.01.2011г. МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Усинск» (заказчик) и ООО «Транслайн» (исполнитель) заключили муниципальные контракты №№47/МЗ, 48/МЗ, 49/МЗ, 50/МЗ, 51/МЗ, 52/МЗ и 53/МЗ, по условиям которых Заказчик поручает, а  Исполнитель принимает на себя обязательства по исполнению муниципального заказа по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам №№ 1, 3, 101, 102, 104, 105 и 107.

По условиям пункта 2.1.1. контрактов Заказчик обязан установить график осуществления рейсов по конкретному маршруту.

Согласно пункту 2.1.2. контрактов Заказчик обязан предоставить Исполнителю субсидии в целях компенсации выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Усинск» по маршруту, указанному в пункте 1.1. контрактов.

В силу пункта 2.1.4. контрактов Заказчик обязан производить прием выполненных Исполнителем объемов услуг за отчетный месяц, либо дать мотивированный отказ в письменный форме.

В соответствии  с пунктом 2.2.1 муниципальных контрактов Исполнитель обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение оказываемых услуг на собственном и привлеченном транспорте с количеством посадочных мест не менее 20, находящемся в технически исправном состоянии, управляемом квалифицированным персоналом, в соответствии с графиком работы автомобильного транспорта на данном маршруте (Приложение № 1, которое является неотъемлемой частью муниципального контракта).

Согласно пункту 2.2.5. контрактов Исполнитель обязан предоставлять в срок не позднее второго числа месяца в адрес Заказчика заявку на компенсацию выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, предоставлять Заказчику в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным расчет суммы компенсации выпадающих доходов, оформленных в соответствии с действующим порядком финансирования (Приложение № 2) (пункт 2.2.6. контрактов).

В разделе 5 муниципальных контрактов стороны согласовали стоимость работ и порядок расчетов.

Источником оплаты выполненных работ по муниципальным контрактам являются плата пассажиров за проезд, а также средства бюджета муниципального образования городского округа «Усинск» на компенсацию выпадающих доходов в результате исполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров по предусмотренному контрактами маршруту, предусмотренные ведомственной структурой расходов по Заказчику (пункт 5.1. контрактов).

Согласно пункту 5.2. государственных контрактов предоставление субсидий осуществляется в соответствии с действующим на территории муниципального образования городского округа «Усинск» Порядком финансирования указанных расходов путем перечисления денежных средств на расчетные счета Исполнителя.

В соответствии с пунктом 5.3. контрактов размер субсидий определяется исходя из стоимости рейса, определенной решением единой комиссии по размещению заказов от 18.01.2011г., уменьшенной на сумму выручки, полученной от реализации разовых билетов, проездных билетов по проезду пассажиров и провозу багажа по маршруту, указанному в пункте 1.1. контрактов, а также суммой компенсации затрат Исполнителя, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, возмещаемых из бюджетов всех уровней. Стоимость проезда пассажира и провоза багажа устанавливается с учетом предельных максимальных уровней тарифов на перевозки пассажиров автомобильным общественным транспортом, утвержденных Службой Республики Коми по тарифам, администрацией муниципального образования городского округа «Усинск».

В силу пункта 5.4. контрактов перечисление средств Исполнителю за выполненные работы осуществляется со стороны Заказчика в полном объеме при соблюдении Исполнителем всех условий и выполнении работ с требуемым уровнем качества.

Согласно пунктам 7.1. муниципальные контракты вступают в силу с 08.02.2011г. и действуют по 30.06.2011г.

Истец во исполнении муниципальных контрактов №№ 47-53/МЗ в марте и апреле 2011 года осуществлял перевозку пассажиров по установленным маршрутам, в обоснование чего представил билетно-учетные листы.

Письмами № 43 от 19.04.2011г. и № 68 от 06.06.2011г. истец направил в адрес МУ «УЖКХ» акты, счета-фактуры и расчеты сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов за март, апрель 2011 года.

28.04.2011г. и 06.06.2011г. истец направил для согласования расчеты сумм субсидий за март, апрель 2011 года в Администрацию МОГО «Усинск».

Ответчик возвратил ООО «Транслайн» счета-фактуры, акты и расчеты сумм субсидий для согласования с отделом промышленности и дорожного хозяйства администрации МОГО «Усинск».

14.06.2011г. истец направил в адрес ответчика предарбитражную претензию с требованием в срок до 20.06.2011г. погасить образовавшуюся задолженность в сумме 6 028 437 руб. 83 коп. за март и апрель 2011 года.

В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по муниципальным контрактам №№ 47-53/МЗ, ООО «Транслайн» обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности в размере 6 028 437 руб. 83 коп. за период с 01.03.2011 по 30.04.2011.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле.

Факты оказания истцом услуг по перевозке пассажиров и несение соответствующих расходов подтверждены материалами дела.

Доказательств оплаты услуг в полном объеме ответчиком представлено не было, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Возражения заявителя об отсутствии вины ответчика в неисполнении обязательства, не принимаются апелляционным судом.

В статье 401 ГК РФ указано, что не исполнившее обязательства лицо несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Ответчиком не доказан факт принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от ответчика по характеру обязательства.

Таким образом, обстоятельства, названные ответчиком в апелляционной жалобе, не являются основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства.

Довод заявителя о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора противоречит материалам дела.

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В пункте 9.3 муниципальных контрактов предусмотрено, что все споры и разногласия, возникающие между сторонами по возможности будут разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения между сторонами споров и разногласий путем переговоров, спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми. Все претензии по выполнению условий настоящих муниципальных контрактов должны заявляться сторонами в письменной форме и направляться контрагенту заказным письмом или вручаться лично под расписку. Указанные претензии должны быть рассмотрены в течение 15 дней с момента их получения.

В материалах дела имеются претензии истца от 05.05.2011г. и 14.06.2011г. с требованием оплатить задолженность, которые получены ответчиком, однако оставлены без ответа.

При данных обстоятельствах претензионный порядок урегулирования спора следует считать соблюденным, поэтому суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленный иск по существу.

С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2011г. по делу №А29-4091/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Муниципального учреждения «Усинское жилищно-коммунальное хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                                    С.Г. Полякова

Судьи                                                                                     О.Б. Великоредчанин

                                                                                                 А.В. Тетервак

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу n А31-2378/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также