Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу n А82-7266/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

14 октября 2011 года

Дело № А82-7266/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года. 

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя Бондарева А.Ю., действующего по доверенности от 18.08.2011, Галкиной О.Е., действующей по доверенности от 10.10.2011, Шабалкиной М.Ю., действующей по доверенности от 10.10.2011,

представителя ответчика Ненилина О.Е., действующего по доверенности от 21.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.07.2011 по делу № А82-7266/2011, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

по заявлению Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 7604015500; ОГРН:1027600691216)

к открытому акционерному обществу «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ИНН: 7601001107;  ОГРН: 1027600788544)

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (далее – ответчик, Общество, ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез») к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 27.07.2011 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 550 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, административный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о назначении Обществу наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.

Управление полагает, что при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим материалам дела, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы указано, что при назначении наказания суд учел в качестве смягчающих обстоятельства, таковыми не являющиеся: принятие ответчиком действий, направленных на устранение выявленного нарушения, строительство объекта согласно утвержденным планами в соответствии с проектами, утвержденными проектным институтом, а также осуществление  Ростехнадзором за деятельностью ответчика соответствующего контроля с момента установления факта строительства объекта.

ПО мнению административного органа, в силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ нарушение в области градостроительной деятельности и общественной безопасности является достаточным основанием для применения административного наказания в виде приостановления деятельности, в связи с чем вывод суда о том, что заявителем не доказан факт существования угрозы жизни и здоровью людей, возможного наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, безоснователен. Также Управление не согласно с выводом суда о том, что административное наказание в виде приостановления деятельности не достигнет целей, установленных статьей 3.1 КоАП РФ. Заявитель полагает, что своим решением суд фактически предоставил ответчику право продолжить строительство объекта без разрешительных документов, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ). В нарушение части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при избрании меры административного наказания судом не был исследован вопрос имущественного и финансового положения юридического лица, привлекаемого к ответственности.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, считает доводы жалобы необоснованными. Отмечает, что в силу статьи 30.7 КоАП РФ не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности. Указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также на то, что ответчиком предпринимаются все меры для получения разрешения на строительство объекта. Кроме того, срок временного запрета деятельности, установленного протоколом о временном запрете от 05.07.2011 № 72-рп/3В, составил более 90 суток, вследствие чего в силу части 5 статьи 29.6 предельный срок приостановления деятельности уже прошел, и данный вид наказания не может быть применен судом. Также ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обращает внимание суда на то, что нарушение части 2 статьи 51 ГрК РФ было допущено Обществом в условиях крайней необходимости в целях защиты охраняемых законом интересов общества.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 09.06.2011 по 05.07.2011 на основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 06.06.2011г. № 72-рп комиссией Ростехнадзора осуществлена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обязательных требований законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и законодательства о градостроительной деятельности.

В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 05.07.2011 № 72-рп/А (том 1 л.д. 15-149), установлен факт строительства Обществом объекта капитального строительства «Установка гидроочистки дизельного топлива с объектами ОЗХ» по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 150, без разрешения на строительство.

05.07.2011 главный государственный инспектор межрегионального отдела строительного надзора Управления Марунчак И.Л., усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в присутствии законного представителя ответчика – генерального директора Князькова А.Л. составил протокол об административном правонарушении № 72-рп/3 (том 1 л.д. 10-12).

В порядке статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения.

Удовлетворяя требования Управления, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, частями 1, 2, 4, 7 статьи 51 ГрК РФ, пунктом 4 статьи 52 ГрК РФ и исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения. Суд учел все обстоятельства дела и не нашел оснований для применения меры административного наказания в виде приостановления деятельности, поскольку заявитель не доказал, что данный вид наказания достигнет целей, установленных статьей 3.1 КоАП РФ, а также тот факт, что допущенное нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей, ведет к наступлению техногенной катастрофы, причинению существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Кроме того, суд принял во внимание факт осуществления ответчиком действий, направленных на устранение выявленного нарушения, строительство согласно утвержденным планам и в соответствии с проектами, утвержденными проектным институтом, а также осуществление контроля Ростехнадзором за данной деятельностью.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции в силу следующего.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, составивший протокол об административном правонарушении или вынесший постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Управлением выявлено наличие в действиях Общества правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Названная норма устанавливает административную ответственность за  строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. 

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере строительства, обеспечивающие его осуществление в соответствии с установленным  законом порядком.

Строительство объектов капитального строительства, как следует из статей 3, 4 ГрК РФ, урегулировано законодательством о градостроительной деятельности. Поэтому несоблюдение при строительстве обязательных требований ГрК РФ посягает на охраняемые частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ общественные отношения.

Из статьи 1 ГрК РФ усматривается, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений, а застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство.

Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением предусмотренных статьей 51 ГрК РФ случаев.  

Указанный документ выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка по заявлению застройщика (части 4, 7 статьи 51 ГрК РФ).

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора лицо, отвечающее требованиям части 2 статьи 52 ГрК РФ. При этом такому лицу застройщик или заказчик должен передать, в том числе разрешение на строительство.

Исходя из приведенных норм, субъектом ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ может являться застройщик, поскольку обеспечивает осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке,  обладает правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство и обязан предоставить такое разрешение привлеченным для строительства в установленном порядке лицам.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением создания объекта капитального строительства в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на строительство.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Судом первой инстанции на основании представленных административным органом доказательств, не противоречащих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ,  установлен факт осуществления ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»  строительства объекта капитального строительства «Установка гидроочистки дизельного топлива с объектами ОЗХ» по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 150, без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.

Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.

Из материалов дела не усматривается, что Обществом до начала осуществления строительства были приняты все зависящие от него и достаточные меры для соблюдения законодательства в области градостроительной деятельности, в частности, статьи 51 ГрК РФ, либо имелись объективные обстоятельства, препятствовавшие принятию таких мер.

С учетом указанного, апелляционный суд вывод решения о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, считает обоснованным и не находит необходимости в его переоценке, не усматривая оснований для применения статьи 2.7 КоАП РФ.

Управлением предусмотренные КоАП РФ гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения Общества к административной ответственности, признаков малозначительности в совершенном правонарушении не усматривается.

Давностный срок назначения административного наказания на момент принятия оспариваемого решения не истек.

Санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено для юридических

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу n А29-2090/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также