Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу n А82-471/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 июля 2011 года

Дело № А82-471/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.      

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Караваевой А.В.,

судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания   Новосёловой Е.В.

при участии в первом судебном заседании:

представителя заявителя Чулковой Л.А., действующей на основании доверенности от 22.03.2011,

представителя ответчика Капинус Я.В., действующей на основании доверенности от 28.11.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ярославской таможни

на Решение  Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2011  по делу № А82-471/2011, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

по заявлению Открытого акционерного общества "Газпром нефть", (ИНН: 5504036333,   ОГРН 1025501701686)

к Ярославской таможне (ИНН: 7604031332, ОГРН 1027600677664),

третье лицо: закрытое акционерное общество "Сервис-Терминал" (ИНН: 7604056827,  ОГРН  1027600678984),

о признании незаконным отказа Ярославской таможни в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление и возложении обязанности возвратить 8 348 500 руб.,

установил:

 

Открытое акционерное общество "Газпром нефть", (далее – общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Ярославской таможне (далее – таможня)  о признании незаконным отказа таможни в возврате излишне уплаченных сборов за таможенное оформление, выраженное в письме № 12-07/9774 от 20.10.10г., и возложении на таможню обязанности возвратить 8 348 500 руб.

Решением  Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2011г.  заявленные требования общества удовлетворены. При вынесении решения суд руководствовался подпунктом 1 части 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса  Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений, (далее - ТК РФ), Федеральным законом № 207-ФЗ от 24.07.2009 г. «О внесении изменений а ТК РФ» (далее – Федеральный закон № 207-ФЗ), пунктом 7 Постановления Правительства РФ № 863 от 28.12.2004 г. «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (далее – Постановление № 863), Постановлением Правительства РФ № 220 от 10.03.2009г. «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 года № 863» (далее – постановление № 220), пунктом 3 Определения Конституционного Суда РФ № 631-О-О от 07.11.2008г «О проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ» (далее – Определение КС РФ  № 631-О-О), Постановлением Президиума ВАС РФ № 4574/08 от 08.07.2008г.

Таможня с принятым решением  суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможни, решение является незаконным,  необоснованным и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как данный судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что пункт 7.1 Постановления Правительства России № 863 не подлежит применению в соответствии со статьей 13 АПК РФ до внесения соответствующих изменений в ТК РФ, поскольку противоречит ТК РФ и Определению КС РФ № 631-О-О.

 ОАО «Газпром нефть» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо по делу ЗАО «Сервис-Терминал» в отзыве на апелляционную жалобу также просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители заявителя и ответчика были заслушаны в заседании суда апелляционной инстанции 11.07.2011. После отложения рассмотрения дела представители сторон в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Третье лицо по делу заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения  Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  за период с 02.01.09г. по 25.08.09г. общество представило в Ярославскую таможню 99 временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставок на экспорт нефтепродуктов, уплатив по ним таможенные сборы.

За период с 28.03.2009 г. по 21.09.2009г. по тем же товарам общество представило в таможню полные таможенные декларации и вновь уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 8 348 500 руб.

Считая, что, уплатив таможенные сборы за подачу полных таможенных деклараций по тому же товару, оно излишне произвело оплату таможенных платежей,  в сентябре 2010 года общество обратилось к таможне с заявлением о возврате излишне уплаченных  таможенных платежей в сумме 8 348 500 руб. Сумма уплаченных по полным декларациям платежей сторонами не оспаривается.

20.10.2010 года таможня отказала обществу в возврате денежных средств, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации № 863 от 28.12.2009г., установившее размеры ставок сборов за таможенное оформление товаров как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации.

Сочтя отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в возврате таможенных платежей и возложении на таможню обязанности возвратить излишне уплаченные платежи. Заявленное требование удовлетворено судом первой инстанции, в связи с чем, таможня  обратилась с апелляционной жалобой об отмене принятого решения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда исходя из нижеследующего.

Подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ установлено, что таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Пункт 1 статьи 357.1 ТК РФ относит к таможенным платежам таможенные сборы за таможенное оформление.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Статьей 138 ТК РФ регламентированы особенности таможенного оформления в виде периодического временного декларирования, заключающиеся в том, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть предъявлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, их декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации, а после убытия Российских товаров с таможенной территории РФ полной таможенной декларации на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Статьей 357.10 ТК РФ определено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки таможенных сборов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", пунктом 7 которого предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В Определении от 07.11.2008 N 631-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 60 ТК РФ в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается по общему правилу в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации, а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Следовательно, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Ссылка таможни на Постановление N 220, которым, по ее мнению, устранено неоднозначное толкование нормы права, установленной пунктом 7 Постановления N 863, а также довод о необходимости уплачивать таможенные сборы за каждый факт подачи декларации (как временной, так и полной) с момента вступления в силу Постановления N 220 (25.03.2009), оценивались судом первой инстанции и обоснованно отклонены.

Пунктом 7.1 Постановления N 863 (в редакции Постановления N 220) предусмотрено, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются как при подаче временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Однако порядок уплаты таможенных сборов регламентирован ТК РФ, что прямо следует из пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ, согласно которому уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Вместе с тем, Постановление N 863 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ и устанавливает только ставки таможенных сборов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление при декларировании товаров.

Изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ о том, что таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации, внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и вступили в силу только с 01.10.2009.

Таким образом, до 01.10.2009 Таможенный кодекс РФ не содержал обязанности платить таможенный сбор за таможенное оформление повторно при подаче полной таможенной декларации.

Такая обязанность в период с марта по сентябрь 2009 года, следовала только из Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 года № 220, внесшего изменения в Постановление Правительства РФ № 863.

Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая, что правоотношения по уплате таможенных пошлин по указанным выше таможенным декларациям возникли до вступления в силу изменений, внесенных в подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ, применение пункта 7.1 Постановления Правительства N 863, имеющего меньшую юридическую силу, не правомерно.

Суд апелляционной инстанции полагает правомерным указание суда первой инстанции на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 4574/08, согласно которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Ссылка таможни на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 10548/09 и 10551/09 и многочисленные определения Высшего Арбитражного Суда, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку в рассмотренных делах спорные правоотношения возникли до введения в действие пункта 7.1 Постановления № 863, то есть имели место другие фактические обстоятельства. В связи с указанным, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Согласно пункту 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Возврат

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу n А29-1925/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также