Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу n А82-1117/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

28 июня 2011 года

Дело № А82-1117/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.      

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Балашева А.А., действующего на основании доверенности от 18.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2011 по делу № А82-1117/2011, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.

по заявлению открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН: 7606069518 ОГРН 1087606002384, место нахождения: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 1а)

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области (ОГРН 1047600206334, место нахождения: Ярославская область, г.Ярославль, ул. Красноборская, д.8),

о признании недействительным отказа в установлении лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,

установил:

 

открытое акционерное общество «Ярославльводоканал» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Ярославльводоканал») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области (далее – ответчик, Управление)  о признании недействительным письма Управления от 07.12.2010 № 07/2164, которым Обществу отказано в выдаче лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, и возложении на Управление обязанности установить лимиты сбросов по выпуску № 5 (городские очистные сооружения) на 2010 год путем внесения изменений в разрешение на сброс от 07.12.2009.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2011 заявленные требования удовлетворены.

Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе Управление указывает, что функция по выдаче и установлению лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду у Росприроднадзора отсутствует.  Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  07.12.2009 Обществу выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) (том 2 л.д. 39). В приложении к данному разрешению отсутствуют сведения о параметрах разрешенного сброса в реку Волгу загрязняющих веществ в пределах установленного лимита (том 2 л.д. 40-52). 

 10.11.2010 ОАО «Ярославльводоканал» обратилось в Управление с заявлением, в котором просило установить Обществу лимиты на сброс загрязняющих веществ в окружающую водную среду (р.Волга) на 2010 год путем внесения изменений в выданное ранее разрешение № 0224/01 от 07.12.2009 (том 1 л.д. 15-16).

07.12.2010 Управление направило в адрес Общества письмо, в котором, сославшись на пункт 10.2.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288 (далее - Административный регламент) и отсутствие у Федеральной службы по надзору в сфере природопользования соответствующих полномочий, отказал в выдаче лимитов (том 1 л.д. 14).  

Не согласившись с данным отказом Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив, что в рассматриваемом случае пункт 10.2.2 Административного регламента не подлежит применению, Управление обладает полномочиями по установлению лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со  статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) под лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов  понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 23 Федерального закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 3). Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4).

По смыслу Федерального закона об охране окружающей среды выдача разрешений и установление лимитов на сброс загрязняющих веществ направлены на ограничение негативного техногенного воздействия.

В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух (пункт 5.3.15).

Согласно пункту 4.2 Административного регламента в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:  в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов;  в пределах установленных лимитов на сбросы.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования вправе устанавливать лимиты на сбросы загрязняющих веществ на основе разрешений на сброс загрязняющих веществ.

Материалами дела установлено, что Обществу выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). При этом  лимиты на сброс загрязняющих веществ в реку Волга в разрешении не установлены. Обратившись в Управление за внесением изменений в указанное разрешение в части установления лимитов и количества разрешенных к сбросу загрязняющих веществ, Общество получило отказ, мотивированный отсутствием у Федеральной службы в сфере природопользования полномочий по установлению лимитов на сброс загрязняющих веществ.

Названный отказ противоречит положениям пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780, пунктам 1, 5.3, 15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для признания обжалуемого ненормативного правового акта недействительным.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что функция по выдаче и установлению лимитов у Росприроднадзора отсутствует со ссылкой на приказ Федеральной службы в сфере природопользования от 29.09.2010 № 283, Положение о Федеральной службе в сфере природопользования, пункт 10.2.2 Административного регламента, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании положений указанных правовых актов.

Остальные доводы апелляционной жалобы, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены, изменения судебного акта.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.о

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2011 по делу            № А82-1117/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

Г.Г. Буторина

Судьи                         

 

А.В. Караваева

 

Т.В. Лысова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу n А29-10317/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также