Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу n А31-8395/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 17 июня 2011 года Дело № А31-8395/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Чернигиной Т.В., судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.03.2011 по делу № А31-8395/2010, принятое судом в составе судьи Мофы В.Д. по иску общества с ограниченной ответственностью «Монтажник» (ИНН 4417000339, ОГРН 1024401632606) к муниципальному образованию городской округ город Мантурово Костромской области в лице администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области (ИНН: 4404000645, ОГРН: 1024401633805), комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области (ИНН: 4404002392, ОГРН: 1024401635763) о взыскании задолженности и пени, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Монтажник» (далее – ООО «Монтажник», истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городской округ город Мантурово Костромской области в лице администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области (далее – Администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области (далее – Комитет, заявитель) о взыскании 806 239 руб. задолженности по муниципальному контракту от 19.10.2007 № 22 (далее – Контракт), а также 193 927 руб. 35 коп. пени. Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.03.2011 иск удовлетворен, с муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городской округ город Мантурово за счет средств казны в пользу истца взыскано 806 239 руб. задолженности и 193 927 руб. 35 коп. пени. Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 30.03.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований за счет казны. По мнению заявителя, обязательства по оплате не были выполнены вследствие отсутствия у Комитета достаточных денежных средств, в том числе и не перечисление их из областного бюджета. Указывает на неприменение судом первой инстанции статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в части взыскания неустойки. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства. 19.10.2007 между Комитетом (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен муниципальный контракт №22 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Водоснабжение микрорайона Северный г. Мантурово» в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Подрядчик принял на себя обязанность ежемесячно представлять заказчику акт приемки выполненных работ по форме КС-2, заказчик обязался в течение 2-х дней с момента получения указанного акта осмотреть и принять выполненные работы, оплатить их после подписания акта приемки (пункты 3.3.1, 3.3.2, 4.2 Контракта). Согласно пункту 5.2 контракта при несоблюдении заказчиком срока платежа заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ на сумму долга за каждый день просрочки, но не более 5 % цены работы. Истец свои обязательства по контракту выполнил на сумму 4 487 642 руб., в подтверждение чего представил счета-фактуры, подписанные сторонами справки о стоимости выполненных работ, акты приемки выполненных работ, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.10.2010 (т.1 л.д.52). Ответчик задолженность оплатил частично в сумме 3 681 403 руб., что подтверждено представленными копиями платежных документов. Неисполнение ответчиком обязательств по оплате выполненных работ в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции муниципальный контракт № 22 от 19.10.2007 и дополнительные соглашения к нему сторонами в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными. Как следует из материалов дела (справок о стоимости выполненных работ, актов о приемке выполненных работ, акта сверки задолженности, подписанных Комитетом без возражений и замечаний), истец свои обязательства по договору выполнил. Претензий по качеству и срокам исполнения договора не предъявлено. Факт, объемы и стоимость выполненных работ не оспорены. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Таким образом, учитывая, что ответчик не оплатил задолженность за выполненные по муниципальному контракту работы в размере 806 239 руб., что подтверждено материалами дела, доказательств оплаты долга в суд не представил, суд апелляционной инстанции считает удовлетворение требований истца правомерным. В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, в рассматриваемом случае Комитет в указанной сделке выступал от имени публично-правового образования. В силу положений абзаца 1 части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Факт не перечисления Комитету денежных средств из областного бюджета не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку в соответствии с условиями контракта обязанность по оплате выполненных работ возложена на Комитет. Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что взыскание задолженности по контракту должно производиться за счет средств казны муниципального образования городского округа города «Мантурово». В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате выполненных работ истец начислил ответчику пеню в размере 193 927 руб. 35 коп. за период с 01.10.2008 по 22.03.2011. Порядок расчета пени заявителем не оспаривается. В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, а при оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, услуг, сумма договора и т.п.). Критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение неустойки размеру возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 №17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации»). Кроме того, степень несоразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела. Применение положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации является правом суда, а не его обязанностью. В силу пункта 3 указанного информационного письма доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки. Ответчиком не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что подлежащая уплате пеня явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком своего обязательства. Более того, ходатайств о ее снижении ответчиком в суде первой инстанции не заявлялось. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 30.03.2011 по делу № А31-8395/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Т.В. Чернигина Судьи
О.Б. Великоредчанин
А.В. Тетервак Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу n А82-1341/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|