Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу n А82-14055/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 мая 2011 года

Дело № А82-14055/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.         

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области   

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2011 по делу № А82-14055/2010, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,

по заявлению открытого акционерного общества «Яргорэлектротранс» (ИНН: 7602082331; ОГРН: 1117602000064)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН: 7606052190; ОГРН: 1047600817967)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

 

открытое акционерное общество «Яргорэлектротранс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – Управление, ответчик) от 14.12.2010 № 2946 по делу об административном правонарушении (далее – постановление № 2946).

Данным постановлением муниципальному унитарному предприятию «Яргорэлектротранс» (далее – Предприятие) назначен административный штраф в размере 10 000 рублей по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 10.03.2011 требования заявителя удовлетворены.

Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению ответчика, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения необоснован. Вопреки части 2 статьи 169, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в решении не изложены мотивы, по которым не применены санитарные нормы – пункты 6.3 «СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96), «СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8 физические факторы окружающей природной среды. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы» (далее - СН 2.2.4/2.1.8.566-96.), утвержденные постановлениями  Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36 и № 40. Управление полагает, ссылаясь на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (далее – Положение о нормировании), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, что названные нормы обязательны для соблюдения всеми юридическими лицами. Поэтому, учитывая, что превышение уровня вибрации и шума в квартирах жилого дома от движения трамваев Общества выявлено в ходе замеров и подтверждено документально, оспариваемое постановление законно.

Заявитель отзыв на жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 10.03.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, в связи с проведением Прокуратурой Дзержинского района г.Ярославля проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при использовании трамвайной линии в районе дома № 50 по ул. Володарского Управлением в квартирах №№ 5, 5а, 6а, 2 данного дома проведены замеры уровня шума и вибрации при движении трамваев в рамках соответствующего поручения с участием представителя  указанной прокуратуры и Предприятия. По результатам замеров, зафиксированных в протоколах измерений физических факторов от 10.11.2010 № 69, № 70, установлено превышение санитарно-гигиенических нормативов по уровню вибрации от 2 до 46 Дб, по уровню шума от 12 до 16 Дб (л.д. 55-65).

19.11.2010 и.о. заместителя прокурора Дзержинского района г.Ярославля, учитывая вышеприведенные обстоятельства, вынес в отношении Предприятия в присутствии его представителя и.о. директора Иванова С.В. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ (л.д. 53-54, 66-67).

14.12.2010 заместителем руководителя Управления по результатам рассмотрения указанного постановления принято постановление № 2946 (л.д. 3).

При этом было установлено, что Предприятие, осуществляя деятельность по пассажирским перевозкам с использованием трамваев, не обеспечило соблюдение требований по предельно-допустимому уровню шума и вибрации в жилых квартирах дома № 50 по ул. Володарского в г. Ярославле. В частности,  нарушены пункты 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СН 2.2.4/2.1.8.566-96, пункт 6.1.1 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.

Общество, созданное согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 12.01.2011 путем реорганизации в форме преобразования Предприятия и являющееся его правопреемником,  не согласившись с постановлением № 2946, обжаловало его в Арбитражном суде Ярославской области.

 Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 данный акт не распространяется на деятельность Общества, нарушения иных действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов не вменялось, а СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СН 2.2.4/2.1.8.566-96 состав правонарушения не образуют.    

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189-190, 207-211 АПК РФ.

На основании статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации,  поскольку материалами дела правопреемство подтверждено, Общество вправе обжаловать постановление № 2946, вынесенное в отношении его правопредшественника.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 6.3 КоАП РФ  предусмотрено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а объективная сторона заключается либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Управлением при рассмотрении административного дела установлено и судом первой инстанции верно указано, что в действиях Предприятия выявлено нарушение пунктов 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СН 2.2.4/2.1.8.566-96, пункта 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 по факту превышением уровня шума и вибрации в жилом доме при движении трамваев. 

Нарушение иных санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов при возбуждении административного дела, также как и при его рассмотрении, не обнаружено. Доказательства обратного в деле отсутствуют.

Однако выявленные нарушения не позволяют признать доказанным в действиях Предприятия состав вмененного правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы об обязательности для всех юридических лиц и об отсутствии в решении мотивов неприменения СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СН 2.2.4/2.1.8.566-96 апелляционный суд находит несостоятельными. 

Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека  (статья 1 Закона № 52-ФЗ).

По смыслу статей 2, 12-28, 37, 38 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются в санитарных правилах, разрабатываемых в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, для различных сфер среды обитания человека, в частности к жилым помещениям, к эксплуатации транспорта.

Аналогичный вывод следует из пунктов 1-3 Положения о нормировании, в котором также уточнено, что санитарно-эпидемиологическими правилами являются санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы.

В пункте 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ закреплено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В пункте 3 Положения о нормировании указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Исходя из приведенных норм, обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность.

Пункты 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СН 2.2.4/2.1.8.566-96 закрепляют, по сути,  гигиенические нормативы, которые самостоятельного правового значения, вне сферы действия каких-либо определенных санитарно-эпидемиологических требований, не имеют.

В рассматриваемой ситуации их нарушение выявлено применительно к  пункту 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10.

СанПиН 2.1.2.2645-10, как следует из пунктов 1.2, 1.4, установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Названные правила предназначены, в частности, для юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений.

Эксплуатация дома № 50 по ул. Володарского г. Ярославля Предприятием не осуществлялась, что материалами дела не опровергнуто.

Факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации транспорта, в частности, трамваев, в ходе производства по административному делу  не устанавливался, документально не подтвержден.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает правильным, не противоречащим статье 71 АПК РФ, вывод суда первой

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу n А17-5672/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также