Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу n А29-9312/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

06 мая 2011 года

Дело № А29-9312/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.         

Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления Пенсионного фонда - Рочевой О.И. по доверенности от 31.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 по делу №А29-9312/2010, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» (ИНН: 1108014829, ОГРН: 1041100821420)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми (ИНН: 1108007123, ОГРН: 1021100948440)

о признании недействительным решения от 03.08.2010 № 007 022 10 ВД 0000551,

установил:

 

муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми (далее – Управление Пенсионного фонда) от 03.08.2010 № 007 022 10 ВД 0000551 в части взыскания недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2 716 рублей 78 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 заявленные требования удовлетворены.

Управление Пенсионного фонда с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению заявителя, страховые взносы, как на обязательное пенсионное страхование (в отношении которых имеются разъяснения в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»), так и на обязательное медицинское страхование (спорные по настоящему делу) являются обязательными страховыми взносами и подлежат исполнению (взысканию) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ вне рамок дела о банкротстве.

Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами Управления Пенсионного фонда, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.

Предприятие надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы, назначенном на 11 часов 50 минут 27.04.2011 был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 05.05.2011.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.12.2007 по делу № А29-10024/2007 возбуждено производство по делу о признании МУП «Тепловодоканал» несостоятельным (банкротом). Определением суда от 26.02.2008 в отношении Предприятия введена процедура банкротства – наблюдение. Решением суда от 24.06.2008 МУП «Тепловодоканал» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Предприятие представило в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (Форма РСВ-1 ПФР) от 23.04.2010 за 1 квартал 2010 года, в котором указало начисленные страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 929 рублей (в ФФОМС) и в сумме 1 690 рублей (в ТФОМС).

Выявив недоимку по страховым взносам, Управление Пенсионного фонда направило Предприятию требование от 16.06.2010 № 00702240000512 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 929 рублей (в ФФОМС) и в сумме 1 690 рублей (в ТФОМС), а также пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 23 рублей 19 копеек (в ФФОМС) и в сумме 42 рублей 11 копеек (в ТФОМС) в срок до 05.07.2010.

Поскольку в указанный срок требование Предприятием не было исполнено, Управление Пенсионного фонда вынесло решение от 03.08.2010 № 007 022 10 ВД 0000551 о взыскании указанной недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пеней в сумме 34 рублей 72 копеек (в ФФОМС) и в сумме 63 рублей 06 копеек (в ТФОМС), всего указанной недоимки и пеней в сумме 2 716 рублей 78 копеек за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда в указанной части, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 5, пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действующей до изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ), пунктами 13, 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». Суд пришел к выводу о том, что к спорной ситуации не должны применяться абзацы 2 – 4 пункта 15 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25, поскольку особый порядок взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование не предусмотрен.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам с организации в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.

В силу частей 1, 2, 3 и 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов – организации, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов – организации.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

На основании части 15 статьи 19 Закона № 212-ФЗ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

Из материалов дела видно, что спорная недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование образовалась за 1 квартал 2010 года.

Таким образом, период и обязанность по уплате рассматриваемых страховых взносов и пеней возникли после признания Предприятия несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства (24.06.2008).

Управление Пенсионного фонда направило Предприятию требование от 16.06.2010 № 00702240000512 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 929 рублей (в ФФОМС) и в сумме 1 690 рублей (в ТФОМС), а также пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 23 рублей 19 копеек (в ФФОМС) и в сумме 42 рублей 11 копеек (в ТФОМС) в срок до 05.07.2010.

Оспариваемое решение № 007 022 10 ВД 0000551 Управлением Пенсионного фонда принято 03.08.2010 о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 929 рублей (в ФФОМС) и в сумме 1 690 рублей (в ТФОМС), а также пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 34 рублей 72 копеек (в ФФОМС) и в сумме 63 рублей 06 копеек (в ТФОМС).

Таким образом, оспариваемое решение от 03.08.2010 № 007 022 10 ВД 0000551 принято Управлением Пенсионного фонда в период конкурсного производства. В части взыскания пеней в сумме 11 рублей 53 копеек (в ФФОМС) и в сумме 20 рублей 95 копеек (в ТФОМС), требование Предприятию не направлялось, указанные пени Управление Пенсионного фонда не предлагало Предприятию уплатить до принятия оспариваемого решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредитов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являются обязательными платежами.

На основании пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу указанной нормы Управление Пенсионного фонда не вправе осуществлять предусмотренные законом меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве (пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»).

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда от 03.08.2010 № 007 022 10 ВД 0000551 в части взыскания недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 2 716 рублей 78 копеек за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, противоречит Закону о банкротстве и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов должника.

Ссылка Управления Пенсионного фонда на пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в абзаце 2 названного пункта не предусмотрен особый порядок взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 № 138 «Об очередности требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в деле о банкротстве» разъяснение, приведенное в абзаце 4 пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25, касается только режима исполнения таких требований, в связи с чем при определении очередности их удовлетворения следует исходить из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей (абзац 1 пункта 15 указанного Постановления).

Следовательно, страховые взносы на обязательное медицинское страхование не могут быть взысканы в особом (внеочередном) порядке в рассматриваемой процедуре банкротства. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании приведенных норм действующего

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу n А28-4109/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также