Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по делу n А82-6880/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 14 апреля 2011 года Дело № А82-6880/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г., в отсутствие представителей сторон и третьего лица, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2011 по делу № А82-6880/2010, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р. по заявлению индивидуального предпринимателя Лапкина Павла Геннадьевича (ИНН: 761000512054) к администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки» (ИНН: 7610063660) о признании недействительным постановления, установил:
индивидуальный предприниматель Лапкин Павел Геннадьевич (далее – заявитель, Предприниматель, ИП Лапкин П.Г.) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным пункта 7 Приложения № 9 постановления Администрации от 05.04.2010 № 902 «Об условиях приватизации муниципального имущества», в части размера действительной рыночной стоимости, превышающей 7500000 рублей и взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг оценщика и экспертов в размере 40000 рублей. Определением суда от 04.03.2010 по настоящему делу по ходатайству заявителя назначена комплексная судебная экспертиза отчета от 24.02.2010 № 10-12/2009 об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, проведение которой поручено ООО «Яр-Оценка» и закрытому акционерному обществу «Ярославский центр недвижимости» (том 2 л.д. 136-138). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр независимой оценки» (далее – третье лицо, ООО «Центр независимой оценки») (том 1 л.д. 1-2). При проведении комплексной судебной экспертизы перед экспертами поставлены, в том числе следующие вопросы: соответствует ли отчет от 24.02.2010 № 10-12/2009 об оценке рыночной стоимости помещений магазина общей площадью 232,9 кв.м., номер на поэтажном плане 1, расположенного по адресу: Ярославская область, город Рыбинск, улица Стоялая, дом 13 (далее – спорный объект недвижимости), Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, и возможно ли применение данного отчета для определения рыночной стоимости при совершении сделки купли-продажи недвижимости?; 2) Какова рыночная стоимость спорного объекта недвижимости на 15.12.2009? (том 2 л.д. 136-138). 15.11.2010 по результатам проведенной экспертизы составлено заключение эксперта № 1/2010, в котором сделаны выводы о том, что отчет не соответствует нормам законодательства об оценочной деятельности и стандартам проведения оценки и не может быть рекомендован для совершения сделки по цене, указанной в данном отчете; рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 7500000 рублей (том 3 л.д. 6-19) Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2011 заявленные Предпринимателем требования удовлетворены. Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что ИП Лапкин П.Г. не доказал, что ненормативный правовой акт Администрации не соответствует законодательству; договор купли-продажи спорного объекта недвижимости заключен; подписание договора купли-продажи спорного объекта недвижимости свидетельствует о согласии ИП Лапкина П.Г. со всеми существенными условиями договора; заявитель оспаривает недействующий правовой акт; оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора купли-продажи; переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке; заявитель выбрал неверный способ защиты права. Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить решение суда в силе, ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия. Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило. Заявитель, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 24.02.2010 ЗАО «Ярославский центр недвижимости» составлен отчет № 10-12/2009, в соответствии с которым рыночная стоимость спорных нежилых помещений, определена в размере 10200000 рублей (далее – отчет об оценке от 24.12.2010) (том 1 л.д. 91-165). 05.04.2010 Администрацией принято постановление № 902 «Об условиях приватизации муниципального имущества», согласно которому определены в том числе, условия приватизации спорного объекта недвижимости. В приложении № 9 к данному постановлению, указано, что цена имущества (спорного объекта недвижимости) составляет 10200000 рублей (далее – постановление Администрации от 05.04.2009) (том 2 л.д. 103-108). 09.04.2010 Администрация направила Предпринимателю письмо, в котором предложила ИП Лапкину П.Г. заключить договор купли-продажи спорного объекта недвижимости и направила копию постановления Администрации от 05.04.2010, проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества (том 2 л.д. 101-102). Не согласившись с указанным постановлением Администрации от 05.04.2010 в части цены спорного объекта недвижимости, Предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, установив, что пункт 7 приложения № 9 к постановлению Администрации от 05.04.2010 противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Предпринимателя, заявленные требования удовлетворил. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. Названные особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества). Согласно статье 3 данного Федерального закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона. Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном законом. Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика и решении об условиях приватизации муниципального имущества, может быть оспорена в судебном порядке. Материалами дела установлено, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, указанная в обжалуемом пункте 7 приложения № 9 постановления Администрации от 05.04.2010, определена на основании отчета об оценке от 24.02.2010. Между тем, из заключения эксперта № 1/2010, оформленного по результатам проведения комплексной судебной экспертизы следует, что отчет об оценке от 24.02.2010 не соответствует нормам законодательства об оценочной деятельности и стандартам проведения оценки и не может быть рекомендован для совершения сделки по цене, указанной в данном отчете, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 7500000 рублей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что постановление Администрации от 05.04.2010 в обжалуемой части не соответствует положениям статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, устанавливающим преимущественное право субъекта малого и среднего предпринимательства на выкуп имущества по цене, равной его рыночной стоимости, и обязанность органов местного самоуправления предусматривать в решениях об условиях приватизации право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, касающихся в том числе выкупа имущества по его рыночной стоимости. Несоблюдение названных требований Федерального закона нарушает права и законные интересы субъекта малого и среднего предпринимательства. Несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным. Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 7 приложения № 9 к постановлению Администрации от 05.04.2010, определяющий стоимость спорного объекта недвижимости в размере 10200000 рублей, является недействительным в части цены выкупаемого имущества, превышающей 7500000 рублей. Доводы апелляционной жалобы о том, что договор купли-продажи спорного объекта недвижимости заключен, подписание договора купли-продажи спорного объекта недвижимости свидетельствует о согласии ИП Лапкина П.Г. со всеми существенными условиями договора, переход права собственности на спорный объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора купли-продажи, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие об отсутствии возможности оспаривания условий приватизации, указанных в ненормативном правовом акте. Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что ИП Лапкин П.Г. оспаривает недействующий правовой акт, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку признание судом ненормативного акта недействительным означает его юридическую ничтожность с момента издания и не порождает каких-либо прав и обязанностей. Остальные доводы Администрации судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого решения. На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Вопрос по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.о Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2011 по делу № А82-6880/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Г.Г. Буторина Судьи
Т.В. Лысова
А.В. Караваева Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 по делу n А82-1388/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|