Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.03.2011 по делу n А28-12169/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 09 марта 2011 года Дело № А28-12169/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Перминовой Г.Г., судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., при участии в судебном заседании: от заявителя председателя сельскохозяйственного производственного кооператива "Березниковский" Симахина В.Н., действующего на основании протокола от 31.03.2007, представителя Ложкина Г.И., действующего на основании доверенности от 07.12.2010, представителя ответчика Усатовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 24.02.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2011 по делу №А28-12169/2010, принятое судом в составе судьи Кононова П.И., по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Березниковский" (ИНН 4314000626, ОГРН 1024300833721) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Березниковский" (далее – заявитель, Кооператив, СПК "Березниковский") обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (далее – ответчик, административный орган, Управление Росприроднадзора) от 06.12.2010 №1-32/05-10 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2011 заявленные требования удовлетворены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправомерно применил в данном случае статью 2.9 КоАП РФ, поскольку рассматриваемое правонарушение создает угрозу общественным отношениям в сфере охраны государственной собственности и посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере природопользования (недропользования). Управление Росприроднадзора указывает, что несоблюдение требований, установленных для содержания ограждений зон санитарной охраны в надлежащем состоянии, отсутствие регулярных исследований воды, отсутствие оценки запасов подземных вод создает угрозу загрязнения подземных вод. Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции. СПК "Березниковский" в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, указал, что Кооператив принял меры по устранению выявленных нарушений. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя возражали против удовлетворения требований жалобы. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, СПК " Березниковский" имеет на балансе 12 водозаборных скважин, расположенных в с.Березник Куменского района (скважины №№ 2007, 3511, 3537, 4967, 4968, 6528, 6533), в д.Березник скважина № 2398, в д.Медведи (скважины №№ 597, 3522), в д.Притес скважина № 1984, в д.Родыги скважина № 1284, которые используются заявителем для обеспечения населения питьевой водой. на основании лицензии КИР 00642 ВЭ сроком действия до 30.06.2027 (л.д. 47). Неотъемлемой частью лицензии КИР 00642 ВЭ является договор об условиях недропользования с целью добычи подземных вод (л.д. 48-53). На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росприроднадзора от 03.11.2010 № 02-33/170-10-ВП в период с 17.11.2010 по 30.11.2010 проведена плановая выездная проверка СПК "Березниковский" (л.д. 25-26). В ходе проверки административный орган установил факт нарушения заявителем пунктов 4.5.1, 4.5.5, 4.5.11, 4.5.12, 4.5.14, 4.5.15 договора об условиях недропользования к лицензии КИР 00642 ВЭ, а именно: на водозаборных скважинах №№ 3511, 4967, 6533, 597, 1984, 1284 отсутствуют водомерные счетчики, не ведутся журналы учета количества забора воды по форме ПОД-11 на скважинах №№ 6528, 4968, 3537, 2007, 3522 и журналы эксплуатации на всех скважинах. Не регулярно проводятся исследования воды из скважин на соответствие нормативам по показателям, предусмотренным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В нарушение пунктов 4.5.11, 4.5.12 не разработаны проект зон санитарной охраны II, III поясов и план мероприятий по обеспечению режима их содержания, не соответствуют нормам территории зон санитарной охраны первого пояса всех скважин. Не произведен ликвидационный тампонаж скважин №№ 597, 1284, 3511, 6533 и не произведена оценка запасов подземных вод на участках недропользования. Таким образом, заявителем нарушен пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». По результатам проверки составлен акт от 30.11.2010 №10/79 КИР-10 (л.д. 29-34). Заявителю выданы предписания от 30.11.2010 №1-21/29-10, 1-21/30-10, 1-21/31-10, 1-21/32-10, 1-21/33-10, 1-21/34-10 по устранению выявленных нарушений (л.д. 35-40). 30.11.2010 государственный инспектор Управления Росприроднадзора составил в отношении СПК "Березниковский" протокол об административном правонарушении №1-32/02-10 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д. 41-42). Постановлением от 06.12.2010 №1-32/05-10 Кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей (л.д. 43-44). Не согласившись с данным постановлением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Кировской области. Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по ряду нарушений истек. В части эксплуатации водозаборных скважин с нарушением условий специального разрешения (лицензии), а именно без проведения оценки запасов подземных вод на участках недропользования и при несоответствии территории зоны санитарной охраны первого пояса всех скважин нормам СаНПиН в действиях заявителя формально содержатся признаки состава административного правонарушения, в то же время, данное правонарушение может быть признано малозначительным. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Отношения, возникающие, в том числе в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах). Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Права и обязанности пользователя недр изложены в статье 22 Закона о недрах. Одной из его обязанностей, согласно пункту 10 части 2 названной статьи, является выполнение условий, оговоренных в лицензии. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что постановление административного органа в части нарушения пунктов 4.5.1, 4.5.11, 4.5.14, 4.5.15 договора об условиях недропользования (в срок до 31.08.2003 оборудовать скважины водомерами, в срок до 30.08.2003 представить в Комитет природных ресурсов по Кировской области проект зон санитарной охраны II и III поясов и план мероприятий по обеспечению режима их содержания, в срок до 31.08.2003 затампонировать бездействующие скважины) вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. В то же время факт невыполнения СПК "Березниковский" требований пунктов 4.5.5, 4.5.12 договора об условиях недропользования к лицензии КИР 00642 ВЭ на право пользования недрами в части эксплуатации водозаборных скважин с нарушением условий специального разрешения (лицензии), а именно без проведения оценки запасов подземных вод на участках недропользования, и при несоответствии территории зоны санитарной охраны первого пояса всех скважин нормам СанПиН материалами дела подтвержден, судом установлен и заявителем по существу не оспаривается. При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ, в деянии заявителя доказано. Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Таким образом, вывод Арбитражного суда Кировской области о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является правильным. Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного, апелляционный суд исходит из следующего. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения. В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. В определении № 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Как следует из вышеуказанного определения, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.03.2011 по делу n А82-10884/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|