Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу n А29-8724/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

03 марта 2011 года

Дело № А29-8724/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 года.     

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Роговой М.А., действующей на основании доверенности от 17.01.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесов Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.12.2010 по делу    №А29-8724/2010, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,

по заявлению открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК»

к Комитету лесов Республики Коми

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

 

открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» ОГРН 1021101121194 (далее – заявитель, Общество, ОАО  «Монди Сыктывкарский ЛПК») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесов Республики Коми (далее – ответчик, Комитет, административный орган) от 09.09.2010 №261 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.12.2010 требования Общества удовлетворены.

  Комитет лесов Республики Коми с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что лесное законодательство не регулирует отношения в области охраны окружающей среды. В обоснование данного довода ответчик ссылается на часть 5 статьи 2, статьи  4, 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Комитет полагает, что поскольку совершенное Обществом правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, посягает на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, то срок привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год. Указанный срок при вынесении оспариваемого постановления пропущен не был.

Подробно доводы Комитета изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции в полном объеме. 

Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы Комитета, дополнительно указывает на недоказанность в его действиях состава административного правонарушения.

Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя по делу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 31.07.2009 ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» оформило лесную декларацию, в соответствии с которой Общество, являющееся арендатором по договору аренды лесного участка от 30.06.2008 №1, заявило, что с 10.08.2009 по 31.12.2009 использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Усть-Куломского лесничества Республики Коми в соответствии с проектом освоения лесов (л.д. 47).

19.05.2010 должностными лицами Государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» произведена плановая приемка выполненных работ использования заявителем лесов в квартале №61 делянка №20+трасса по лесной декларации от 31.07.2009, в ходе которой установлены нарушения Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N184, а именно: невывозка в срок древесины в объеме 590 куб. м., оставление расстроенных недорубов в объеме 3 куб.м., оставление высоких пней в количестве 118 шт. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте №2 от 19.05.2010, в котором указано на обязанность Общества произвести вывозку древесины в срок до 15.06.2010 (л.д. 45, 46).

15.06.2010 по результатам проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений  должностными лицами Государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество»  установлено, что нарушения не устранены, что отражено в акте (л.д. 41-42).

Материалы по факту лесонарушения направлены в прокуратуру Усть - Куломского района. 

06.08.2010  Прокуратурой Усть-Куломского района  вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» производства по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и приложенные к нему материалы направлены в Комитет лесов Республики Коми для рассмотрения по существу (л.д. 31-33).

09.09.2010 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Комитета лесов Республики Коми вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме  10 000 руб. В качестве объективной стороны правонарушения Обществу вменено нарушение правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении расстроенного недоруба объемом 3 куб.м. и высоких пней в количестве 118 шт. при заготовке древесины в делянке 20+трасса квартала №61 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество».

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции указал, что за нарушение правил заготовки древесины (лесного законодательства) постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения или его обнаружения (при длящемся правонарушении).  Согласно оспариваемому постановлению правонарушение было обнаружено 19.05.2010. Постановление № 261 вынесено 09.09.2010, то есть по истечении двухмесячного срока на привлечение к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии с пунктом 9 данной статьи приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №184 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех районах Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).

Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 Правил заготовки древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.

В актах от 19.05.2010 и от 15.06.2010 зафиксировано оставление расстроенных недорубов в объеме 3  куб. м. в результате заготовки древесины ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в лесосеке в квартале №61 (делянка №20+трасса) Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество».

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Обществом допущено нарушение Правил заготовки древесины, образующее объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Пунктом 9 Правил заготовки древесины предусмотрено, что при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, Общество указало, что осуществляло заготовку древесины с применением многооперационной техники (л.д. 7, 52), что в свою очередь допускает оставление пней большей высоты, чем это предусмотрено пунктом 9 Правил. Принимая во внимание, что из представленных административным органом документов не следует, на какую величину превышена высота оставляемых пней, доводы Общества о применении многооперационной техники ответчиком не опровергнуты, применительно к имеющимся в деле доказательствам следует признать недоказанным факт нарушения Обществом Правил заготовки древесины, выразившийся в оставлении высоких пней в количестве 118 шт.

Однако указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии события вменяемого нарушения вследствие доказанности нарушения Обществом подпункта «д» пункта 8 Правил заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации заявлением об использовании лесов в соответствии с Проектом освоения лесов является лесная декларация, которая подается ежегодно.

В силу пункта 3 Порядка заполнения и подачи лесной декларации утвержденного Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 08.12.2008 №529 "О Лесной декларации" (далее - Порядок заполнения и подачи лесной декларации) лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного представлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

Согласно пункту 4 Порядка заполнения и подачи лесной декларации в лесной декларации указывается декларируемый период.

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» указало в лесной декларации декларируемый период использования леса для заготовки древесины с 10.08.2009 по 31.12.2009.

Таким образом, заявитель обязался до 31.12.2009 года произвести рубку насаждений в делянке 20 квартала №61 Кужбинского участкового лесничества ГУ «Усть-Куломское лесничество» в объеме, установленном  в приложении №1 к лесной декларации.

Лесная декларация на заготовку древесины на 2009 год заполнена, подписана и подана Обществом в соответствии с Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 08.12.2008 N529 "О Лесной декларации", по утвержденной указанным документом форме.

Пункт 7 Правил заготовки древесины не содержит нормы, определяющей  срок рубки лесных насаждений равный 12-ти месяцам, и не запрещает рубку лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки в срок меньший 12-ти месяцев (в течение12-ти месяцев). В лесной декларации от 31.07.2009 Общество самостоятельно указало определенный срок заготовки древесины в пределах 12 месяцев со дня подачи декларации, что не противоречит приведенной норме права.

Выполненные работы проверены, что подтверждается актом от 19.05.2010.

В рассматриваемом случае срок заготовки древесины определен Обществом в лесной декларации, соответственно, заготовка древесины в пределах указанного срока должна быть осуществлена с соблюдением требований, установленных Правилами заготовки древесины, чего Обществом обеспечено не было.

Из акта проверки выполненных работ от 19.05.2010 видно, что к моменту проверки Обществом вырублена вся предусмотренная в Приложении № 1 к лесной декларации площадь делянки №20 квартала №61 (25,6 га). При этом оставлен расстроенный недоруб в объеме 3 куб.м.

Доводы отзыва на апелляционную жалобу об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, в том числе в связи с тем, что заготовку древесины на лесном участке, при использовании которого были выявлены нарушения

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу n А29-7309/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также