Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу n А82-7174/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 18 января 2011 года Дело № А82-7174/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Братухиной Е.А., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Тутаев Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 по делу № А82-7174/2010, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В., по заявлению Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области к Администрации городского поселения Тутаев Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Ярославской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка и об обязании снять земельный участок с кадастрового учета, о признании недействительной записи регистрации права собственности и прекращении зарегистрированного права, установил:
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее – заявитель, Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Администрации городского поселения Тутаев Ярославской области (далее – Администрация поселения), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – Управление Росреестра) о признании незаконными действий Управления Росреестра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 76:21:010302:86 площадью 3 975 кв.м., расположенного по ул. Розы Люксембург г. Тутаева Ярославской области, об обязании Управления Росреестра снять участок с кадастрового учета, о признании недействительной записи регистрации и прекращении права собственности городского поселения Тутаев на данный земельный участок. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Ярославской области (далее – Учреждение). Также судом первой инстанции по данному делу приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации поселения принимать какие-либо акты распорядительного характера в отношении вышеуказанного земельного участка до разрешения спора по существу. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Администрация поселения, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе Администрация поселения указывает, что Администрацией района не доказано реальное нарушение действиями Управления Росреестра ее прав и законных интересов, что необходимо в силу статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Обоснование заявленных требований связано исключительно с установлением наличия у спорного земельного участка границы с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В оспариваемом решении приведенная позиция Администрации поселения не оценена с точки зрения ее состоятельности, факт включения в состав спорного земельного участка земель, не имеющих отношения к автомобильной дороге, остался не изученным. Данный факт не может быть выявлен без установления ширины полосы отвода, которая в рассматриваемой ситуации при норме 57 метров составляет не более 45,95 метров. Поэтому не имеется оснований считать включенными в спорный земельный участок земли, не имеющие отношения к автомобильной дороге, а факт нарушения прав заявителя доказанным. В подтверждение этого Администрация поселения ссылается на межевой план, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» (далее – Постановление № 717). Кроме того, вывод решения о том, что автодорога сама является земельным участком, противоречит Закону № 257-ФЗ, указывающим в определении «автомобильная дорога» на вхождение в ее состав земельных участков. Также заявитель согласно материалам межевого плана не обладает земельными участками, граничащими со спорным участком, при вынесении решения суд исходил из тождественности понятий «земельный участок» и «земли, государственная собственность на которые не разграничена», что противоречит статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу указало, что разрешение дела по существу оставляет на усмотрение апелляционного суда. Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. Администрация поселения, Управление Росреестра ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 29.10.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.11.2009 земельный участок с кадастровым номером 76:21:010302:86 площадью 3 975 кв.м. по ул. Розы Люксембург в г. Тутаев Ярославской области поставлен на кадастровый учет с указанием сведений о том, что он имеет разрешенное использование - для общего пользования, вид права – государственная собственность (л.д. 26-27, 77-78). Кадастровый учет данного земельного участка произведен по заявлению Администрации поселения, к которому прилагался выполненный по ее заказу межевой план (л.д. 50-67). Согласно межевому плану кадастровые работы проведены в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. Документальным обоснованием при подготовке межевого плана явились, в том числе выписка из реестра объектов муниципальной собственности городского поселения Тутаев от 21.09.2009 № 1489, акт о приеме-передаче объекта основных средств от 01.02.2008 № 99 (л.д. 62, 63-65). Названные документы свидетельствуют о передаче в муниципальную собственность городского поселения Тутаев автодороги, расположенной по ул. Розы Люксембург в г. Тутаеве Ярославской области протяженностью 1 200 м с асфальтовым покрытием. Правовым основанием для передачи указанного объекта недвижимости является Закон Ярославской области от 24.12.2007 № 113-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О разграничении имущества между Тутаевским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав» (далее – Закон № 113-з). 07.04.2010 зарегистрировано право собственности городского поселения Тутаев на объекты, расположенные по вышеуказанному адресу, а именно: автодорогу протяженностью 1 410,52 м; земельный участок с указанием разрешенного использования для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств площадью 3 975 кв.м. Данные обстоятельства подтверждены свидетельствами 76-АБ 060739, 76-АБ 171728 (л.д. 83-84, 86-87). Помимо Закона № 113-з документом-основанием для регистрации права собственности названо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.03.2010 № 02/10. 11.06.2010 Администрация поселения опубликовала в информационном вестнике «Городской еженедельник Тутаева» извещение о проведении аукциона о продаже в собственность земельных участков, в том числе с кадастровым номером 76:21:010302:86 (л.д. 4). Администрация района, узнав из указанной публикации об образовании земельного участка с кадастровым номером 76:21:010302:86, полагая, что как правообладатель должна была быть привлечена к его формированию, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконной постановки на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции основывался на положениях статей 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и установил, что Администрация района является уполномоченным органом на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая, что каким-либо иным законом не оговорено, кто осуществляет права собственника в отношении таких земель при согласовании местоположения границ формируемых из них земельных участков, суд пришел к выводу, что таким правом обладают органы местного самоуправления, которым предоставлено право распоряжения такими участками. Соответственно суд указал, что поскольку спорный земельный участок сформирован для последующего оформления права собственности городского поселения Тутаев из земель, право управления которыми принадлежит заявителю, с ним требовалось обязательное согласование границ такого участка. Также суд не установил, что спорный земельный участок сформирован с учетом Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ). В связи с этим, основываясь на положениях статьи 22, 27 Закона № 221-ФЗ, ввиду отсутствия документального подтверждения факта согласования с заявителем границ спорного земельного участка, суд посчитал, что имелись основания для отказа в осуществлении кадастрового учета такого участка. Поэтому суд признал действия Управления Росреестра по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и по регистрации права собственности на данный земельный участок незаконными, а требования заявителя – подлежащими удовлетворению. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии основании для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ярославской области в силу следующего. Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. На основании части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд, обязано обосновать и доказать факт нарушения прав и законных интересов. Требования Администрации района обоснованы наличием полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и отсутствием согласования с ней границ спорного земельного участка при его формировании. Оспариваемые действия совершены Управлением Росреестра в пределах его полномочий. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемых действий возлагается на орган, их совершивший. Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ. Частью 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет производится при наличии представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для него документов. Одним из документов, представляемых при постановке на учет земельного участка в орган кадастрового учета является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ). По смыслу пункта 3 статьи 38, статей 39, 40 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент кадастрового учета) обязательным является наличие в межевом плане сведений о согласовании с заинтересованными лицами местоположения границ заявленного к кадастровому учету земельного участка, одновременно являющихся границами принадлежащих заинтересованному лицу земельных участков. Заинтересованным лицом признается лицо, обладающее смежными земельными участками, в том числе на праве собственности. На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона № 221-ФЗ. Таким образом, принимая во внимание оспариваемые действия и обстоятельства, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о незаконности таких действий, установление наличия у спорного земельного участка границы с землями, в отношении которых заявитель является заинтересованным лицом, имеет существенное значение, поскольку позволяет выявить, нарушены ли права и законные интересы заявителя такими действиями. Органы местного Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу n А29-8173/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|