Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу n А82-12943/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
Второй арбитражный апелляционный суд
610017, г. Киров. Ул. Молодой Гвардии, 49 www.2aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции
25 апреля 2008 года Дело № А82-12943/2007-14 (дата объявления резолютивной части) 05 мая 2008 года (дата изготовления постановления в полном объеме) Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Хоровой Т.В.при ведении протокола судебного заседания судьёй Буториной Г.Г. без участия представителей сторон и третьих лиц, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭСК «Энергосервис», Администрации городского округа город Рыбинск на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2008 г. по делу №А82-12943/2007-14, принятое судьей Сурововой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭСК «Энергосервис» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Рыбинская городская электросеть», Администрация городского округа город Рыбинск, Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» о признании недействительными решения и предписания, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «ЭСК «Энергосервис» (далее – ООО «ЭСК «Энергосервис», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - УФАС, Управление, ответчик) от 28.08.2007 г. по делу №03-03/18-07 и выданного на его основе предписания от 28.08.2007 г. №1726-03-03. В порядке части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела по данным заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное унитарное предприятие «Рыбинская городская электросеть» (далее – МУП «Рыбинская городская электросеть», Предприятие), Администрация городского округа город Рыбинск (далее – Администрация), Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент по тарифам), открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК»). Решением суда от 19.02.2008 г. в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. ООО «ЭСК «Энергосервис» с решением суда не согласно, просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью этих обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых решения и предписания УФАС. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что условия обращения электрической энергии регулируются государством и потому не могут быть изменены соглашением участвующих в соответствующих отношениях сторон. В связи с этим действия по исполнению договора о намерениях от 01.09.2006 г. не могут рассматриваться как нарушение пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Недобросовестная конкуренция в виде создания преимуществ также не образует данное нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, Общество считает несостоятельным вывод суда о предоставлении ему явных преимуществ и сокращению рынка для других энергосбытовых организаций, поскольку каждый потребитель вправе самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии из действующих на рынке г. Рыбинска энергосбытовых организаций, интересы которых правоотношения заявителя и МУП «Рыбинская городская электросеть» никак не затрагивали. Таким образом, расторжение потребителями договоров с предприятием и заключение их с ООО «ЭСК «Энергосервис», нарушение пункта 42 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 (далее – Правила функционирования розничных рынков), не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Администрация также не согласна с решением от 19.02.2008 г., просит отменить его в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и недоказанностью согласованности действий Департамента по тарифам, Администрации и хозяйствующих субъектов. В своей апелляционной жалобе Администрация обращает внимание на то, что она не является стороной договора о намерениях от 01.09.2006 г. и не принимала участие в его исполнении, а действия Департамента по тарифам были совершены в рамках полномочий, предоставленных ему законом. УФАС в отзывах считает доводы, изложенные в апелляционных жалобах, несостоятельными, а оспариваемое решение - законным и обоснованным. Все имеющиеся в решении суда выводы основаны на материалах дела. Установление Департаментом по тарифам на основании договора о намерениях от 01.09.2006 г. без соблюдения необходимой процедуры тарифа для Общества поставило под угрозу осуществление Предприятием энергосбытовой деятельности гарантирующего поставщика. Участие Администрации в заключении и исполнении договора о намерениях от 01.09.2006 г. подтверждается тем, что обязательства муниципального образования по данному договору относятся к ее полномочиям, на договоре имеется ее печать, Департаментом недвижимости согласованы договоры аренды недвижимого имущества между МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «ЭСК «Энергосервис». ОАО «ЯСК» в отзыве на апелляционную жалобу Общества также указало на необоснованность доводов заявителя и просило в удовлетворении жалобы отказать. По мнению ОАО «ЯСК», заключение и исполнение договора о намерениях от 01.09.2006 г. имело целью административными методами ограничить состав энергосбытовых компаний в зоне деятельности Предприятия, не допустить на данный рынок ОАО «ЯСК». Переписка МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «ЭСК «Энергосервис» с потребителями лишила их возможности выбора энергосбытовой организации и права получать электрическую энергию от гарантирующего поставщика. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23.04.2008 г. до 25.04.2008 г. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела и перерыве в судебном заседании, явку представителей в суд не обеспечили. УФАС в отзывах на апелляционные жалобы ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителей. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2006 г. городской округ город Рыбинск в лице Главы Сдвижкова Е.Н., МУП «Рыбинская городская электросеть» и ООО «ЭСК «Энергосервис» (далее – стороны) заключили договор о намерениях в целях формирования благоприятных условий для создания конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии в рамках реформирования электроэнергетики РФ; соблюдения и защиты прав потребителей (абонентов) электроэнергии, предотвращения роста социальной напряженности в городе, которая может быть вызвана прекращением энергосбытовой деятельности Предприятия, привлечения инвестиций в социальную сферу г. Рыбинска, исполнения требований Федерального закона от 28.12.2004 г. №178-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. №36-ФЗ» (далее – Закон №178-ФЗ), которым предусмотрен перенос срока введения запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии с 01.01.2005 г. на 01.04.2006 г. Стороны договорились, что для достижения указанных целей Предприятие осуществляет мероприятия, обеспечивающие выполнение заявителем обязательств по снабжению электрической энергией абонентов, получающих ее в настоящее время по договорам с МУП «Рыбинская городская сеть», обеспечивает непрерывность процесса электроснабжения абонентов, в том числе населения, в процессе прекращения своей энергосбытовой деятельности, создает условия для трудоустройства в ООО «ЭСК «Энергосервис» высвобождающихся сотрудников Предприятия, обеспечивает передачу Обществу в аренду помещений, оборудования, организационной техники и информационного банка об абонентах г. Рыбинска, а городской округ оказывает заявителю необходимые содействие и помощь в организации энергосбытовой деятельности, выполнение функций по обеспечению снабжения электроэнергией абонентов и при заключении инвестиционных договоров. Общество, в свою очередь, принимает на себя обязательства по снабжению электрической энергией абонентов, ранее обслуживаемых Предприятием, путем заключения с ними договоров в соответствии с законодательством, обеспечивает поставку им электрической энергии, создает условия для поэтапного приема на работу в создаваемые структурные подразделения работников МУП «Рыбинская городская электросеть». Во исполнение договора о намерениях от 01.09.2006 г. между Предприятием (арендодатель) и Обществом (арендатор) с согласия Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск заключены договоры аренды муниципального недвижимого имущества от 01.05.2007 г. №№ 4936, 4937, 4938 и договор аренды оборудования от 01.05.2007 г. Также на основании договора о намерениях проведена работа с абонентами, целый ряд договоров МУП «Рыбинская городская электросеть» с потребителями электроэнергии были расторгнуты, аналогичные договоры заключены ими с ООО «ЭСК «Энергосервис». Кроме того, Обществом (агент) и Предприятием (принципал) 30.04.2007 г. заключен договор №3004/207-ад, возлагающий на агента обязанность совершать от собственного имени по поручению принципала юридические и иные действия, необходимые для продажи третьи лицам (абонентам) электрической энергии, в том числе по заключению сделок (от своего имени или от имени принципала) и сбору денежных средств за отпущенную принципалом энергию. Приказом Департамента по тарифам от 18.05.2007 г. №24 введено в действие постановление правления данного Департамента от 28.04.2007 г. №ППр-24-В/И, на основании которого ранее установленный для Предприятия, как гарантирующего поставщика, тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК», распространен на Общество с момента вступления в силу договора между Рыбинским филиалом ООО «ЭСК «Энергосервис» и ОАО «ЯСК». В присвоении Обществу статуса гарантирующего поставщика отказано (письмо Департамента по тарифам от 17.05.2007 г. №01-07/998). Также Общество предпринимало действия по заключению с ОАО «ЯСК» договора поставки электрической энергии в том же количестве, что получало Предприятие, по точкам поставки, соответствующим границам балансовой принадлежности энергосетей МУП «Рыбинская городская электросеть». 06.04.2007 г. в Управление поступило письмо ОАО «ЯСК» исх.№07/665 с информацией о нарушении антимонопольного законодательства, в частности, о разделе товарного рынка по территориальному принципу. По итогам рассмотрения указанного обращения комиссией УФАС 28.08.2007 г. было принято решение по делу №03-03/18-07 о признании Администрации, Общества, Предприятия и Департамента по тарифам нарушившими требования пунктов 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. По мнению УФАС, согласованные действия, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, состояли в заключении и реализации договора о намерениях от 01.09.2006 г., отказе гарантирующего поставщика от исполнения публичных договоров энергоснабжения в отношении части потребителей, необоснованное установление правлением Департамента тарифа на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК» гарантирующим поставщикам и другим энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям. Администрации выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, Департаменту по тарифам – об отмене постановления правления от 28.04.2007 г. №ППр-24-В/И, ООО «ЭСК «Энергосервис» и МУП «Рыбинская городская электросеть» - о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства. В частности Обществу предписано совершить действия, направленные на расторжение договоров аренды недвижимого имущества от 01.05.2007 г. №№ 4936, 4937, 4938, договора аренды оборудования от 01.05.2007 г., договоров энергоснабжения с потребителями, заключенных вследствие незаконного сокращения Предприятием, гарантирующим поставщиком, сбытовой деятельности. He согласившись с решением УФАС и предписанием №1726/03-03, заявитель оспорил их в Арбитражном суде Ярославской области. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал правомерным вывод УФАС о том, что в связи с вступлением в силу с 08.09.2006 г. Правил функционирования розничных рынков договор о намерениях от 01.09.2006 г., заключенный во исполнение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. №36-ФЗ, не мог исполняться так, как это предполагали стороны изначально, ставя целью разделение энергосбытовых и сетевых функций Предприятия и передачу Обществу энергосетевых функций, выполняемых МУП «Рыбинская городская электросеть». Учитывая, что передача заявителю рынка энергосбытовых услуг в г. Рыбинске в границах электросетей и зоны деятельности Предприятия, осуществленная с нарушением порядка, установленного пунктом 42 Правил функционирования розничных рынков, привела к созданию явных преимуществ для ООО «ЭСК «Энергосервис» и сокращению в связи с этим указанного товарного рынка для иных энергосбытовых организаций, в том числе ОАО «ЯСК», претендовавшей на получение статуса гарантирующего поставщика в случае отказа от него МУП «Рыбинская городская электросеть», суд признал доказанным факт нарушения антимонопольного законодательства. Исследовав материалы дела, изучив доводы Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу n А17-5757/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|