Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу n А82-3311/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г.Киров, ул.Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Киров

13 октября 2010 года                                                       Дело №А82-3311/2010-47

Резолютивная часть постановления объявлена        11 октября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен                   13 октября 2010 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляковой С.Г.,

судей Губиной Л.В., Великоредчанина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.07.2010 по делу №А82-3311/2010-47, принятое судом в составе судьи Менько И.И.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Заволжская управляющая компания»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

Управлению федерального казначейства по Ярославской области,

Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района в лице Управления финансов

третьи лица: Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения администрации Ярославского муниципального района,

муниципальное учреждение здравоохранения «Ярославская центральная районная больница»,

муниципальное учреждение здравоохранения «Кузнечихинская амбулатория»,

муниципальное учреждение здравоохранения «Толбухинская участковая больница»

о взыскании 861 535 руб. 93 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Заволжская управляющая компания» (далее Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском (с учетом уточнений) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее РФ, Минфин РФ, ответчик), Управлению федерального казначейства по Ярославской области (далее – УФК, ответчик, заявитель), Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (далее – ЯО, Департамент финансов ЯО, ответчик), Администрации Ярославского муниципального района в лице Управления финансов (далее – Администрация, Управление финансов, ответчик) о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы понесенных убытков, возникших в связи с предоставлением льгот медицинским работникам по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 861 535 руб. 93 коп.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

В суде первой инстанции ответчики РФ и УФК требования не признали и указали, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, считают надлежащим ответчиком органы местного самоуправления.

Ответчик – ЯО в лице Департамента финансов считает себя ненадлежащим ответчиком. Исковые требования должны быть удовлетворены за счет казны Российской Федерации, поскольку льгота является федеральной.

Ответчик – Администрация считает себя ненадлежащим ответчиком и полагает, что требования должны быть удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

Определением арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление социальной защиты населения, труда и здравоохранения администрации Ярославского муниципального района, муниципальное учреждение здравоохранения «Ярославская центральная районная больница», муниципальное учреждение здравоохранения «Кузнечихинская амбулатория», муниципальное учреждение здравоохранения «Толбухинская участковая больница».

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.07.2010 иск удовлетворен частично. С Российской Федерации за счет казны в пользу Общества взыскано 590 189 руб. 22 коп. в возмещение убытков, а также 13 116 руб. 48 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. В иске к остальным ответчикам отказано.

Суд исходил из того, что убытки истца по предоставленным льготам, установленным федеральным законодательством, должны быть возмещены за счет соответствующего бюджета.

Не согласившись с принятым решением, УФК обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании убытков за счет средств казны Ярославского муниципального района.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов от 04.07.2003. Пунктом 3 статьи 35 закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Постановлением главы ЯМР ЯО от 12.12.2007 №1836 и постановлением администрации ЯМР ЯО от 28.07.2009 №5754 предусмотрено возмещение расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Расходы на обеспечение мер социальной поддержки включаются в сметы соответствующих муниципальных учреждений Ярославского района в пределах ассигнований на соответствующий финансовый год.

Департамент финансов ЯО, Общество в отзывах на апелляционную жалобу решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 14.07.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Департамент финансов ЯО, Общество просили рассмотреть жалобу без участия своих представителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Согласно решениям Ярославского районного суда по делам №2-744/09 от 15.05.2009, №2-733/09 от 15.05.2009, №2-873/09 от 25.05.2009, №2-879/09 от 25.05.2009, №2-877/09 от 25.05.2009, №2-878/09 от 25.05.2009, №2-872/09 от 25.05.2009, №2-880/09 от 25.05.2009, №2-871/09 от 25.05.2009, №2-829/09 от 27.05.2009, №2-845/09 от 29.05.2009, №2-849/09 от 29.05.2009, №2-846/09 от 29.05.2009, №2-844/09 от 29.05.2009, №2-908/09 от 09.06.2009, №2-902/09 от 09.06.2009, №2-919/09 от 09.06.2009, №2-847/09 от 26.06.2009, №2-1187/09 от 11.08.2009, №2-1228/09 от 19.08.2009, №2-1283/09 от 27.08.2009, №2-1117/09 от 27.08.2009, №2-118/09 от 08.09.2009, №2-1691/09 от 20.11.2009, №2-1690/09 от 20.11.2009, решениями мирового судьи судебного участка №3 Ярославского района Ярославской области с истца в пользу медицинских работников взысканы суммы не предоставленных в полном объеме льгот за отопление, текущий ремонт и содержание жилья, также суд обязал истца произвести перерасчет платежных балансовых лицевых счетов медицинским работникам МУЗ «Ярославская центральная районная больница», МУЗ «Кузнечихинская амбулатория», МУЗ «Толбухинская участковая больница», и зачесть уплаченные платежи за отопление, текущий ремонт и содержание жилья, уборку придомовой территории в счет будущих платежей за коммунальные услуги, а также предоставлять медицинским работникам льготы по оплате отопления, текущего ремонта и содержания жилья занимаемого ими жилого помещения в дальнейшем в полном объеме.

Решения суда были исполнены истцом, в подтверждение чего им представлены ведомости сальдо с июня 2008 года по декабрь 2009 года, расчет некомпенсированных расходов (убытков), понесенных истцом.

Истец в период с 1 июня 2008 года по 31 декабря 2009 года предоставлял медицинским работникам МУЗ «Ярославская центральная районная больница», МУЗ «Кузнечихинская амбулатория», МУЗ «Толбухинская участковая больница» (далее - учреждения) льготы по оплате за отопление, текущий ремонт и содержание жилья. Размер некомпенсированных расходов (убытков), понесенных истцом за период с 1 июня 2008 года по 31 декабря 2009 года по расчету истца составил 861 535 руб. 93 коп., в том числе 590 189 руб. 22 коп. убытков, связанных с исполнением решений судов, 250 руб. государственной пошлины, взысканной с истца в соответствии с решениями мирового судьи судебного участка №3 Ярославского района Ярославской области, а также убытки, возникшие с предоставлением льгот медицинским работникам по оплате жилья и коммунальных услуг, не подтвержденные решениями судов (271 096 руб. 71 коп.).

Обжалуемым решением требования истца о взыскании убытков удовлетворены частично – в размере 590 189 руб. 22 коп. Ответчики в суде первой инстанции расчет истца не оспорили. Заявитель в апелляционной жалобе также не оспаривает фактические обстоятельства, установленные судом первой инстанции и указанные выше. Спор связан с определением надлежащего ответчика.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона №122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Указанная статья дополнена частями четвертой, пятой и шестой. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Во исполнение Федерального закона №122-ФЗ на территории Ярославской области принят Закон Ярославской области от 21.12.2004 №62-з «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области», предусматривающий предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением для работников государственных учреждений здравоохранения Ярославской области.

Указанный закон утратил силу с 01.07.2007 в связи с принятием закона Ярославской области от 27.06.2007 №44-з «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений, работающих в сельской местности и малых городах Ярославской области», предусматривающего аналогичную меру социальной поддержки для медицинских работников государственных учреждений Ярославской области.

Главой Ярославского муниципального района были приняты постановление от 29.03.2005 №436 «О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных на территории Ярославского муниципального округа» и постановление от 12.12.2007 №1836 «О мерах социальной поддержки работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Ярославского муниципального района и финансируемых из районного бюджета». Постановлениями определены категории работников и условия предоставления льгот по оплате жилого помещения, отопления и энергоснабжения. Предоставление мер социальной поддержки производится в пределах социальной нормы площади жилья и социальных норм потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу n А28-3041/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также