Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу n А31-4852/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 07 октября 2010 года Дело № А31-4852/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на определение Арбитражного суда Костромской области от 13.08.2010 по делу № А31-4852/2010, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А., по заявлению Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к заместителю руководителя Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Михайлову В.Д., третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов», о признании решения незаконным и отмене приказа от 29.01.2010 № 43-к и действия лицензии от 29.01.2010 № ОП-17-000591(44), установил:
Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Верхне-Волжского управление Ростехнадзора, Территориальный орган, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к заместителю руководителя Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Михайлову В.Д. (далее – Заместитель руководителя, Михайлов В.Д., ответчик) о признании решения Заместителя руководителя о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IY класса опасности обществу с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов» (далее – ООО «Утилизация отходов») незаконным, отмене приказа от 29.01.2010 № 43-к и действия лицензии от 29.01.2010 № ОП-17-000591(44). Определением Арбитражного суда Костромской области от 12.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Утилизация отходов» (далее также – третье лицо). Определением от 13.08.2010 суд первой инстанции производство по делу, возбужденному по заявлению Территориального органа, прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заявитель, не согласившись с принятым судебным актом суда первой инстанции, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное определение отменить. Обосновывая заявленные требования, Верхне-Волжское управление Ростехнадзора указывает, что в силу положений части 2 статьи 27, части 2 статьи 198 АПК РФ предусмотрена возможность рассмотрения арбитражными судами дел по заявлению государственного органа об оспаривании незаконного решения должностного лица. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спор возник в сфере управления между государственным органом и его должностным лицом, однако не обосновал данный вывод, при этом неправильно применил часть 2 статьи 27 АПК РФ и не применил часть 2 статьи 198 АПК РФ. Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие сторон, третьего лица. Законность определения Арбитражного суда Костромской области от 13.08.2010 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. 17.12.2009 в Верхне-Волжское управление Ростехнадзора поступило заявление ООО «Утилизация отходов» за № 3 от 15.12.2009, подписанное руководителем Гусевым И.В., о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IY класса опасности (л.д. 15-22) с указанием в приложении места осуществления деятельности - Российская Федерация. 11.01.2010 в отношении третьего лица в присутствии его руководителя Гусева И.В. главным государственным инспектором Маровой И.Н. на основании распоряжения от 28.12.2009 № 1467, изданного Заместителем руководителя, проведена проверка возможности соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении вышеуказанной деятельности. По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица от 11.01.2010 № 205-01-01м/10 (л.д. 23-24). 29.01.2010 Заместителем руководителя издан приказ о предоставлении соискателю испрашиваемой лицензии (л.д. 25-33), выдана лицензия от 29.01.2010 № ОП-17-000591 (44) (л.д. 34-42). 02.06.2010 руководитель Ростехнадзора направил в Территориальный орган письмо за № 00-01-42/282 (л.д. 43) с просьбой о проведении служебных проверок в отношении должностных лиц по факту неправомерного предоставления лицензии ООО «Утилизация отходов» и принять меры по отзыву данной лицензии. 22.06.2010 заявитель узнал, как сказано в исковом заявлении из вышеуказанного письма, что приказ и лицензия от 29.01.2010 являются незаконными, нарушающими права и законные интересы граждан, организаций. 09.07.2010 Михайлов В.Д. уволен (л.д. 48). Установив на основании договора подряда от 01.12.2009 (л.д. 44-45), что третье лицо имеет площадку в г. Костроме для использования и обезвреживания отходов, заявитель пришел к выводу, что ООО «Утилизация отходов» может осуществлять сбор и транспортировку опасных отходов – на территории РФ, использование и обезвреживание – на территории Костромской области, а размещение отходов осуществлять не вправе. В связи с этим, поскольку третье лицо не отвечало всем требованиям и условиям для осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 № 848, подпункт «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IY класса опасности (далее – Положение о лицензировании), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524), по мнению заявителя приказ от 29.01.2010 издан Заместителем руководителя с нарушением названных норм, прав и законных интересов граждан на безопасное обращение с опасными отходами. На основании приведенных обстоятельств, ввиду того, что законодательством не предусмотрена процедура отзыва или отмены лицензии самим лицензирующим органом, Верхне-Волжское управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением об оспаривании решения должностного лица. Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь частями 1, 2 статьи 27 АПК РФ, учитывая, что в данном случае спор возник между государственным органом и его должностным лицом (Заместителем руководителя), принимая во внимание субъектный состав и обстоятельства спора, пришел к выводу, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как не относится к экономическим спорам, не связан с осуществлением сторонами предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из этого, суд прекратил производство по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии основании для отмены или изменения определения Арбитражного суда Костромской области в силу следующего. Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленный законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, критериями подведомственности дела арбитражному суду являются экономический характер спора и субъектный состав его участников. В данном споре его участниками являются, как верно указал суд первой инстанции, государственный орган и его должностное лицо. При этом предъявлены требования об отмене приказа от 29.01.2010 № 43-к и действия лицензии от 29.01.2010 № ОП-17-000591(44), наделяющих ООО «Утилизация отходов» правом на осуществление лицензируемого вида деятельности, которые, по сути, направлены на прекращение лицензионных правоотношений. Исходя из положений статьи 1, 2 Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), отношения в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности носят публичный характер, выдача лицензии свидетельствует о возникновении конкретного лицензионного правоотношения, субъектами которого выступают лицензирующий орган и лицензиат. В данном случае согласно пункту 2 Положения о лицензировании лицензирующим органом является Ростехнадзор. Заявитель является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Ростехнадзора в установленной сфере деятельности на территории Ярославской, Владимирской, Ивановской и Костромской областей (пункт 1 Положения о Верхне-Волжском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 16.06.2009 № 524). Территориальный орган осуществляет исполнение государственной функции по лицензированию вышеуказанной деятельности посредством совершения административных действий и процедур должностными лицами (пункты 1, 7, 24 Административного регламента). Как следует из пунктов 25-26.23., 34-34.5. Административного регламента, осуществление административного действия или административной процедуры должностным лицом зависит от его служебной функции; за совершением действий и принятием решений осуществляется внутренний контроль; персональная ответственность должностных лиц территориальных органов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Следовательно, должностное лицо при осуществлении лицензирования действует от имени лицензирующего органа в рамках своих служебных функций и самостоятельным субъектом, наделенным в лицензионных правоотношениях властными полномочиями, не является. При таких обстоятельствах, поскольку при издании приказа от 29.01.2010 № 43-к и выдаче лицензии от 29.01.2010 № ОП-17-000591(44), Заместитель руководителя осуществлял свои служебные функции, возникший спор между заявителем и ответчиком, как верно указал суд первой инстанции, относится к сфере управления и экономического содержания не имеет. Также с учетом сказанного, довод заявителя о неприменении судом первой инстанции положений части 1 статьи 198 АПК РФ суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку данная норма регламентирует порядок арбитражного судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и не устанавливает отличных от статьи 27 АПК РФ критериев подведомственности спора арбитражному суду. Таким образом, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, определение по приведенным в жалобе доводам отмене или изменению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено. В связи с этим определение Арбитражного суда Костромской области от 13.08.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Верхне-Волжского управление Ростехнадзора освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поэтому вопрос о распределении судебных расходов на ее уплату не рассматривался. Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Костромской области от 13.08.2010 по делу № А31-4852/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Т.В. Лысова
Судьи А.В. Караваева
Г.Г. Перминова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу n А29-3119/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|