Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу n А82-4145/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 30 сентября 2010 года Дело № А82-4145/2010-27 Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лобановой Л.Н., судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2010 по делу № А82-4145/2010-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Батракова Владимира Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области о признании недействительным письма от 04.05.2010 № 22-49/8454, установил:
Индивидуальный предприниматель Батраков Владимир Николаевич (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 04.05.2010 № 22-49/8454. Заявитель считает, что данный ответ незаконно, в нарушение позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24 мая 2005 г. № 223-О, возлагает на него обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное медицинское страхование. Заявитель является военным пенсионером, получает государственное пенсионное обеспечение от Министерства обороны РФ и никогда не сможет воспользоваться трудовой пенсией, начисляемой за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Платежи в фонд обязательного медицинского страхования по мнению предпринимателя бессмысленны, так как он имеет возможность получать медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в учреждениях Минобороны РФ. Кроме того, уплата страховых взносов повлечет ухудшение его материального положения, поскольку фактически будет производиться за счет военной пенсии. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2010 требования предпринимателя удовлетворены частично. Оспариваемое письмо Управления от 04.05.2010 признано недействительным в части возложения на индивидуального предпринимателя Батракова Владимира Николаевича обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В удовлетворении остальной части заявленных требований предпринимателю отказано. Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных предпринимателем требований Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что индивидуальный предприниматель Батраков В.Н. обязан с 1 января 2010г. уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В указанном Законе отсутствует норма, освобождающая индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, а также отсутствует понятие «фиксированный платеж», в связи с чем Управлению не предоставлено право принять решение об освобождении Батракова В.Н. от уплаты страховых взносов. Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу Управления не представил. Предприниматель и Управление надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы своих представителей в судебное заседание не направили. Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, ИП Батраков Владимир Николаевич 1949 г.рождения является военным пенсионером и получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, что подтверждается копией удостоверения серия А № 459049 от 12.01.1994. (л.д.20) В марте 2010 г. ИП Батраков В.Н. обратился с запросом в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области по поводу наличия у него обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2010 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». (л.д.28) Управлением Пенсионного фонда Батракову В.Н. дан ответ от 04.05.2010 № 22 - 49/8454, в котором заявителю разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» за период с 24.05.2005 по 31.12.2009 он был освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на основании Определения Конституционного Суда РФ от 24.04.2005 № 223-О. (л.д.39) Из содержания данного письма следует, что с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в соответствии с тарифами, установленными ст.57 Закона № 212-ФЗ. Пенсионный фонд пояснил предпринимателю, что в Законе отсутствует норма, освобождающая индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Индивидуальные предприниматели обязаны уплатить за 2010г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 571,56руб., в ТФОМС - 1039,20руб. в срок до 25 декабря 2010 г. Дополнительно Управление в указанном письме сообщило Батракову В.Н., что в срок до 1 марта 2011г. ему необходимо представить «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС. К данному ответу органом Пенсионного фонда приложены квитанции на оплату страховых взносов на 2010 г. (3 экз.) и памятка для индивидуальных предпринимателей на 2010 г. Посчитав, что данный ответ незаконно возлагает на него обязанность по уплате страховых взносов, Батраков В.Н. обжаловал его в арбитражный суд. Суд первой инстанции частично удовлетворяя требования предпринимателя пришел к выводу, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 №223-О правовая позиция о признании неконституционным возложения на военных пенсионеров, получающих государственное пенсионное обеспечение, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ. Второй арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции в данной части правомерными и не находит оснований для отмены решения суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе. Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данными в Определении от 24.05.2005 № 223-О следует, что трудовые пенсии предоставляются гражданам по обязательному пенсионному страхованию, организационные, правовые и финансовые основы которого определены Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Право на трудовую пенсию, согласно введенному в действие с 1 января 2002 года Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Страховые взносы при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер будущей трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями. В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета. Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (статья 2, подпункт 2 пункта 1 статьи 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (пункт 1 статьи 8). Отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей и адвокатов, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О по жалобе гражданки Т.М. Кошловской на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии. В силу приведенной правовой позиции законодатель, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании тех индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и возлагая на них обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на получение одновременно двух Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу n А82-4162/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|