Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n А17-747/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

03 сентября 2010 года

Дело № А17-747/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 года.           

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляшовой Т.М.,

судей Тетервака А.В., Великоредчанина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гагариновой О.В.,

при участии в судебном заседании представителя истца Кругловой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Гаврилово-посадского муниципального района

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.06.2010 по делу № А17-747/2010, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,

по иску муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство Гаврилово-Посадского муниципального района

к муниципальному образованию «Гаврилово-Посадский муниципальный район» в лице Финансового управления администрации Гаврилово-посадского муниципального района,

третье лицо: Департамет финансов Ивановской области,

о взыскании убытков,

установил:

 

муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства Гаврилово-Посадского муниципального района (далее – предприятие, истец) с учетом уточнения требований обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к муниципальному образованию «Гаврилово-Посадский муниципальный район» в лице Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района (далее – Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 902 433 руб. 29 коп. выпадающих доходов от оказания услуг по водоснабжению (516 886 руб. 67 коп. реальный ущерб, 385 546 руб. 62 коп. упущенная выгода) и 538 085 руб. 07 коп. выпадающих доходов от оказания услуг по водоотведению.

Определением арбитражного суда от  22.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент финансов Ивановской области (далее – третье лицо).

Ответчик с иском не согласен, считает себя ненадлежащим ответчиком, так как компенсация выпадающих доходов является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.06.2010 заявленные исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования Гаврилово-Посадский муниципальный район за счет казны в пользу истца взыскано 1 054 971 руб. 74 коп. убытков.

Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, возмещение недополученных доходов в форме предоставления предприятию субвенции возложено на субъект Российской Федерации – Ивановскую область. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании апелляционного суда представитель истца опроверг доводы апелляционной жалобы..

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.

Как следует из материалов дела, Предприятие в период с января по июнь 2009 года являлось исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению населению Гаврилово-Посадского муниципального района.

Постановлением Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 28.11.2008 №359-П «Об утверждении тарифов (цен) для организаций  жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов гражданам, проживающим в жилых помещениях (жилых домах) независимо от формы собственности в  Гаврилово-Посадском муниципальном районе» установлены для истца тарифы в размере 100% к уровню затрат на 2009 год:  на холодное водоснабжение в сумме 19,01 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС); на водоотведение и очистку сточных вод в сумме 19,48 рублей за 1 куб.м. (с учетом НДС).

Объемы оказанных истцом в период с января по июнь 2009 потребителям г. Гаврилов Посад  услуг составил: отпуск холодной воды 105919,4 куб. м., прием сточных вод 106 762, 91 куб. м.

На основании договора с истцом ООО «Аргумент-Аудит» проведена экспертиза обоснованности проектов производственной и инвестиционной программ, проверка обоснованности расчета тарифа на услуги водоотведения, водоснабжения на период регулирования с 01.01.2009.  Согласно экспертному заключению  от  26.09.2008 на период регулирования с 01.01.2009 года экономически обоснованные затраты на услуги водоотведения, водоснабжения с учетом  факторов, влияющих на формирование затрат, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представленной хозяйствующим субъектом - МУП ЖКХ Гаврилово-Посадского муниципального района, без учета инвестиционной составляющей составили:

- на услуги водоснабжения 24,63 руб. за 1куб.м. отпущенной воды (без НДС);

- на услуги водоснабжения 29,06 руб. за 1 куб.м.  отпущенной воды (с НДС);

- на услуги водоотведения 22,19 руб. за 1 куб.м. пропущенной сточной жидкости (без НДС);

- на услуги водоотведения 26,18 руб. за 1 куб.м. пропущенной сточной жидкости (с НДС).

В связи с тем, что утвержденные администрацией тарифы ниже экономически обоснованных, за период  с января по июнь 2009 года  МУП ЖКХ Гаврилово - Посадского района были причинены убытки, возникшие в связи с оказанием населению услуг водоснабжения и водоотведения.

Полагая, что финансирование разницы между экономически обоснованными тарифами на коммунальные услуги и установленной органом местного самоуправления платой для населения является расходным обязательством Гаврилово-Посадского муниципального района, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Надлежащее предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, объемы оказанных истцом населению услуг, наличие и расчет убытков истца в 2009 году, а также выводы проведенной ООО «Аргумент-Аудит» экспертизы ответчик не оспаривает.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что сумма выпадающих доходов истца должна возмещаться из бюджета субъекта Российской Федерации. Указанный довод заявителя отклоняется апелляционным судом как необоснованный.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом государственного регулирования.

Установление тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, органы местного самоуправления вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.

Согласно пункту 3 Постановления правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

Постановлением Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 28.11.2008 №359-П «Об утверждении тарифов (цен) для организаций  жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов гражданам, проживающим в жилых помещениях (жилых домах) независимо от формы собственности в  Гаврилово-Посадском муниципальном районе» установлены для истца тарифы в размере 100% к уровню затрат на 2009 год:  на холодное водоснабжение в сумме 19,01 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС); на водоотведение и очистку сточных вод в сумме 19,48 рублей за 1 куб.м. (с учетом НДС).

Обязанность органов местного самоуправления исполнять расходные обязательства за собственный счет предусмотрена статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Условия и порядок возмещения истцу экономически обоснованных затрат (убытков) при применении установленных тарифов ответчиком не определены.

Таким образом, не возмещение ответчиком истцу убытков, возникших от применения установленного тарифа, является бездействием муниципального образования, повлекшим причинение вреда юридическому лицу - муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства Гаврилово-Посадского муниципального района.

Законом Ивановской области от 31.12.2008 № 195-ОЗ «О выделении субвенций бюджетам городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области для предоставления субсидий организациям коммунального комплекса, предоставляющим услуги по холодному водоснабжению и водоотведению населению, на возмещение недополученных доходов в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области переданы полномочия по предоставлению субсидий организациям коммунального комплекса, предоставляющим услуги по холодному водоснабжению и водоотведению населению, на возмещение недополученных доходов в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (статья 2).

Обязанность органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Ивановской области осуществлять выделение субсидий организациям коммунального комплекса, предоставляющим услуги по холодному водоснабжению и водоотведению населению, предусмотрена статьей 5 указанного закона.

Вопросы выделения субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, их расчета и перечисления касаются межбюджетных правоотношений между муниципальным органом и органом субъекта Российской Федерации, как участником финансирования и не являются основанием для освобождения ответчика от ответственности по иску.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторона, заявляющая возражения против требований истца, должна представить суду надлежащие доказательства в обоснование своих доводов.

Доказательств исполнения обязанности по возмещению истцу выпадающих доходов либо ненадлежащего исполнения истцом своих обязанностей в материалах дела не имеется.

Выводы суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении требований о взыскании упущенной выгоды, ответчиком не оспариваются.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства, вывод суда первой инстанции о наличии убытков в размере 1 054 971 руб. 74 коп. подлежащих взысканию с ответчика, является верным.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении иска.

Апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

                   

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.06.2010 по делу № А17-747/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Гаврилово-посадского муниципального района – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

         Т.М. Поляшова

Судьи                         

       А.В. Тетервак

 О.Б. Великоредчанин

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n А29-3074/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также