Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n А82-18287/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

03 сентября 2010 года

Дело № А82-18287/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года.           

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.

 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,

 

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2010 по делу

№ А82-18287/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,

 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-плюс ЛТД"

к Департаменту недвижимости администрации городского округа город Рыбинск, администрации городского округа город Рыбинск,

третье лицо: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Ярославского отделения № 6625,

о признании незаконными действий,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "А-плюс ЛТД" (далее – заявитель, Общество, ООО «А-плюс ЛТД») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент недвижимости), выразившихся в письме от 16.09.2009 № 41-04/02-4487 и действий администрации городского округа город Рыбинск (далее – ответчик, Администрация), выразившихся в письме от 13.05.2010 № 11/23-1359, а также о признании преимущественного права за ООО «А-плюс ЛТД»  на приобретение муниципального имущества, находящегося по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Приборостроителей, д. 6.

Общество с суде первой инстанции отказалось от требований к Департаменту недвижимости и, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило заявленные требования, просило признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в письме от 13.05.2010 № 11/23-1359, обязать Администрацию обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества и принять решение об условиях приватизации в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке, согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2010 заявленные ООО «А-плюс ЛТД» требования к Администрации удовлетворены, отказ от требований к Департаменту принят судом.

Не согласившись с принятым решением в удовлетворенной судом части, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что выводы арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 4 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, необоснованном применении статей 168, 345 ГК РФ, неприменении статьи 217 ГК РФ, части 1 статьи 2 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), пункта 3 статьи 1, пункта 3 статьи 2, пункта 3 статьи 4, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

ООО «А-плюс ЛТД» в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, считает, что решение суда является законным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

Департамент недвижимости и Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Ярославского отделения № 6625 отзывы на апелляционную жалобу не представили.

ООО «А-плюс ЛТД» и Администрация заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.02.2002 между Департаментом недвижимости и ООО «А-плюс ЛТД» заключен договор аренды № 1229 недвижимого имущества, в соответствии с которым Общество приняло во временное пользование помещение площадью 79,2 кв. м, расположенное по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Приборостроителей, д. 6, для оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами. Срок действия договора с 01.02.2002 по 31.12.2016, государственная регистрация договора произведена 01.03.2002. (т . 1 л. д. 99-105).

Дополнительным соглашением от 17.01.2006, не зарегистрированным в установленном порядке, стороны уточнили площадь помещения, которая составила 74,3 кв.м.

04.08.2009 ООО «А-плюс ЛТД» обратилось в Департамент недвижимости с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, предусмотренного Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества (т. 1 л. д. 17).

16.09.2009 Департамент недвижимости письмом № 41-04/02-4610 отказал заявителю в реализации преимущественного права в связи с тем, что арендованное имущество по договору залога (ипотеки) передано АК СБ РФ в залог, предметом которого обеспечивается исполнение обязательств городского округа город Рыбинск, возникших на основании кредитного договора со сроком окончательного погашения выданного кредита 14.12.2010. С момента заключения договора залога (ипотеки) заложенное имущество обременено и не может быть отчуждено (т. 1 л. д. 54).

06.04.2010 Общество обратилось с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в Администрацию.

13.05.2010 Администрация направила в адрес ООО «А-плюс ЛТД» письмо № 11/23-1359, в котором также отказала Обществу в реализации преимущественного права в связи с тем, что испрашиваемое заявителем недвижимое имущество передано по договору залога (ипотеки) Сбербанку России. В соответствии с Законом об ипотеке имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи лишь с согласия залогодержателя, которое до настоящего времени отсутствует. Спорное имущество не включено в прогнозный план (программу приватизации), соответственно у Администрации отсутствуют основания для принятия решения об утверждении условий приватизации  (т. 2 л. д. 22).

Не согласившись с действиями Администрации по отказу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, ООО «А-плюс ЛТД» обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции посчитав, что залог не является ограничением для отчуждения Обществу арендуемого им помещения магазина, а также, что договор ипотеки спорного объекта недвижимости заключен в нарушение статьи 6 Закона об ипотеке, признал отказ Администрации в реализации преимущественного права ООО «А-плюс ЛТД» на приобретение в собственность помещения магазина недействительным и возложил на ответчика обязанность обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости этого объекта  и принять решение об условиях его приватизации в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке спорного помещения, предусмотрев преимущественное право заявителя на приобретение арендуемого имущества. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение арбитражного суда в обжалуемой части подлежит отмене исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 3 статьи 1 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным законом, регулируются Законом о приватизации.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о приватизации законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 3 ГК РФ следует, что гражданское законодательство состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Таким образом, отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества, регулируются Законом о приватизации, ГК РФ и принятыми в соответствии с ними иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества) (часть 2). При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3). В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n А29-13652/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также