Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по делу n А82-519/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 12 августа 2010 года Дело № А82-519/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г., без участия представителей сторон и третьего лица, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2010 по делу № А82-519/2010, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р. по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области третье лицо: администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, о признании незаконным отказа в регистрации земельного участка, установил: Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" (далее – заявитель, СНТ «Дружба») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – ответчик, Управление), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области № 01/231/2009-31 от 02.04.2010 в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 52473 кв.м (92 кв.м), кадастровый номер 76:17:15:2001:8, относящийся к имуществу общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» (далее – спорный земельный участок), и обязании ответчика провести государственную регистрацию указанного земельного участка. Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Ярославского муниципального района Ярославской области (л.д. 1-2). Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2010 и вынести по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, на нормы которого ссылалось Управление, а также имеет место неправильное истолкование закона. СНТ «Дружба» в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в её удовлетворении. Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности на землю № 730 от 09.04.1993 (л.д. 32) садоводческому товариществу «Дружба» постановлением главы администрации Ярославского района Ярославской области от 02.04.1993 № 314 (л.д. 31) для организации садоводческого товарищества предоставлено в коллективно-долевую собственность 38,03 га земли. В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 16.04.2009 № 7617/203/09-2163 площадь земельного участка с кадастровым номером 76:17:152001:2 составляет 377950 кв.м. (л.д. 42). С целью установления границ земельного участка по заданию СНТ «Дружба» подрядной организацией (ООО «Кадастр-сервис») проведено межевание, по результатам которого площадь земельного участка определена в 372919 кв.м., в том числе земли общего пользования - 52473 кв.м. (л.д. 40) Проект установления границ земельного участка согласован со смежными землепользователями, в том числе администрацией Ярославского района Ярославской области (л.д. 27). В результате определения границ земельного участка, относящегося к местам общего пользования, указанный земельный участок 16.07.2009 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 76:17:152001:8, что подтверждается кадастровым паспортом от 16.07.2009 № 7617/206/09-2992 (л.д. 45). 12.10.2009 СНТ «Дружба» обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок (л.д. 13). 10.11.2009 государственная регистрация была приостановлена на срок до 10.12.2009 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) (л.д. 15), а 02.04.2010 вынесено решение об отказе в проведении государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, а именно: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (л.д. 117). Посчитав отказ в регистрации незаконным, заявитель обжаловал его в арбитражный суд. Суд первой инстанции, придя к выводу о несоответствии оспариваемого отказа законодательству, заявленные требования удовлетворил. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие хотя бы одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Согласно статье 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если правообладатель не представил документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В силу пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» (далее – Закон о земельной реформе) колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1 (далее - Земельный кодекс РСФСР) земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Таким образом, анализ законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, показывает, что земельные участки могли передаваться гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества в коллективную (совместную и долевую) собственность. При этом земли общего пользования садоводческих товариществ, передаваемые в коллективную совместную собственность граждан, разделу не подлежали. Правоустанавливающие документы на землю, выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Материалы дела свидетельствуют, что на государственную регистрацию заявителем было представлено, в том числе свидетельство о праве собственности на землю № 730 от 09.04.1993, копия постановления главы администрации Ярославского района Ярославской области от 02.04.1993 № 314, выписка из протокола общего собрания уполномоченных СНТ "Дружба" от 24.06.2007 (далее - выписка из протокола от 24.06.2007) (л.д. 75). Указанные документы подтверждают, что земельный участок площадью 38,03 га, находящийся в коллективно-долевой собственности СНТ «Дружба», разделен на индивидуальные земельные участки согласно землеустроительных дел по межеванию каждого садового участка, а земельный участок площадью 52473 кв.м., не вошедший в собственность членов садоводства, является земельным участком, относящимся к имуществу общего пользования СНТ «Дружба». Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности СНТ «Дружба» на спорный земельный участок. Доводам Управления судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела. На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Вопрос по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2010 по делу № А82-519/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Г.Г. Буторина Судьи
Т.В. Лысова
Г.Г. Перминова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2010 по делу n А82-16275/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|