Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу n А29-3346/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 28 июля 2010 года Дело № А29-3346/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2010 по делу № А29-3346/2010, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В., по заявлению открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» к Департаменту государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее – заявитель, Общество, ОАО «ЧЭМК») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – ответчик, Министерство) от 23.03.2010 № 23-ГК о назначении административного наказания по части 4 статьи 8(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» (далее – Закон РК). Также данные требования адресованы Департаменту государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Департамент). Решением суда первой инстанции от 31.05.2010 требования заявителя удовлетворены. Не согласившись с вынесенным решением в части вывода суда о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.05.2010 изменить, исключив из его мотивировочной части пункт 6. Ответчик считает несостоятельным довод об отсутствии доказательств надлежащего уведомления законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении, поскольку все материалы административного дела вместе с уведомлением от 12.03.2010 № 12-10-340 были представлены суду. ОАО «ЧЭМК» и Департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили. Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно апелляционной жалобе Министерством обжалуется только мотивировочная часть решения суда первой инстанции от 31.05.2010 в части вывода о нарушении административным органом процедуры привлечения ОАО «ЧЭМК» к административной ответственности. Лица, участвующие в деле, не настаивают на необходимости проверки законности и обоснованности данного решения в полном объеме. При таких обстоятельствах апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляет такую проверку только в отношении обжалуемой Министерством части решения. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество имеет лицензию серии ИНТ № 00376 вид ПЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча песчано-гравийной смеси на месторождениях притрассовых карьеров №№ 1, 2, 3, 4, участки расположены вдоль автопроезда 43 км – Пач-Вож, восточнее г. Инты Республики Коми. Срок окончания действия лицензии 01.01.2014. Лицензионным соглашением (Приложение № 1 к лицензии) предусмотрены условия пользования недрами. На заседаниях Комиссии по недропользованию Министерства (протоколы от 26-29.01.2010 № 03-10, 05.03.2010 № 08-10) было установлено, что в нарушение пункта 8 Положения о пользовании недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) на территории Республики Коми, утвержденного приказом Минприроды Республики Коми от 13.08.2009 № 362, ОАО «ЧЭМК» не выполняет требования Комиссии по постановке запасов месторождений №№ 1, 2, 3, 4 на государственный баланс в Комигеолфонде ГУ «ТФИ РК». 10.03.2010 по данному факту главный специалист-эксперт отдела государственного геологического контроля, государственный инспектор Республики Коми по геологическому контролю за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми вынес определение № 23-ГК о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8(1) Закона РК, и проведении по нему административного расследования. По результатам расследования 23.03.2010 вышеназванным должностным лицом в отсутствие законного представителя ОАО «ЧЭМК» был составлен протокол № 23-ГК об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8(1) Закона РК. 23.03.2010 главный специалист-эксперт отдела государственного геологического контроля, государственный инспектор Республики Коми по геологическому контролю за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Республики Коми в отсутствие законного представителя Общества вынес постановление № 23-ГК о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ЧЭМК» по малозначительности. Заявителю объявлено устное замечание. Вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Считая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд. Óäîâëåòâîðÿÿ òðåáîâàíèÿ ÇÀÎ «×ÝÌÊ», ñóä ïåðâîé èíñòàíöèè èñõîäèë èç îòñóòñòâèÿ îñíîâàíèé äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ Îáùåñòâà ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî ñòàòüå 8(1) Çàêîíà ÐÊ â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî îòâåòñòâåííîñòü çà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè ñ íàðóøåíèåì óñëîâèé ëèöåíçèîííîãî ñîãëàøåíèÿ óñòàíîâëåíà â ñòàòüå 7.3 ÊîÀÏ ÐÔ. Êðîìå òîãî, àäìèíèñòðàòèâíûì îðãàíîì íå ïðåäñòàâëåíû äîêàçàòåëüñòâà íàäëåæàùåãî óâåäîìëåíèÿ çàêîííîãî ïðåäñòàâèòåëÿ ÎÀÎ «×ÝÌÊ» î ñîñòàâëåíèè ïðîòîêîëà îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè îò 23.03.2010 ¹ 23-ÃÊ. Ïðè ýòîì ïðîòîêîë îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè ñîñòàâëåí, à îñïàðèâàåìîå ïîñòàíîâëåíèå âûíåñåíî àäìèíèñòðàòèâíûì îðãàíîì â îäèí äåíü (23.03.2010) â îòñóòñòâèå íàäëåæàùèì îáðàçîì èçâåùåííîãî çàêîííîãî ïðåäñòàâèòåëÿ Îáùåñòâà. Äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî ëèøèëî çàÿâèòåëÿ âîçìîæíîñòè äîëæíûì îáðàçîì îçíàêîìèòüñÿ ñ ìàòåðèàëàìè ïðîâåðêè, êâàëèôèöèðîâàííî âîçðàæàòü è äàâàòü îáúÿñíåíèÿ ïî ñóùåñòâó âìåíÿåìîãî åìó ïðàâîíàðóøåíèÿ, òî åñòü ÎÀÎ «×ÝÌÊ» áûëî ëèøåíî ïðåäîñòàâëåííûõ ÊîÀÏ ÐÔ ãàðàíòèé çàùèòû ñâîèõ ïðàâ. Óêàçàííûå ïðîöåññóàëüíûå íàðóøåíèÿ èìåþò ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå, òàê êàê íå ïîçâîëèëè âñåñòîðîííå, ïîëíî è ñ ó÷åòîì âîçìîæíûõ âîçðàæåíèé ñî ñòîðîíû Îáùåñòâà ðàññìîòðåòü äåëî îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè, è ÿâëÿþòñÿ íåóñòðàíèìûìè. Èññëåäîâàâ èìåþùèåñÿ â äåëå äîêóìåíòû, ïðîàíàëèçèðîâàâ äîâîäû àïåëëÿöèîííîé æàëîáû, Âòîðîé àðáèòðàæíûé àïåëëÿöèîííûé ñóä íå íàøåë îñíîâàíèé äëÿ îòìåíû èëè èçìåíåíèÿ ðåøåíèÿ Àðáèòðàæíîãî ñóäà Ðåñïóáëèêè Êîìè îò 31.05.2010 â îáæàëóåìîé ÷àñòè èñõîäÿ èç ñëåäóþùåãî. Согласно статье 1.6 КоАП РФ одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке. При этом из логического толкования данной нормы следует, что административный орган должен обладать информацией о надлежащем извещении названных лиц на момент составления протокола. По мнению Министерства, факт извещения генерального директора ОАО «ЧЭМК» о составлении протокола об административном правонарушении подтверждается уведомлением от 12.03.2010 № 12-10-340 (л.д. 47 – 48). Данное письмо озаглавлено как «уведомление о месте и времени оставления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела». Генеральный директор ОАО «ЧЭМК» извещен о том, что в случае неявки законного или иного уполномоченного представителя протокол об административном правонарушении и рассмотрение административного дела будет осуществлено в его отсутствие. Однако законный представитель Общества приглашен в Министерство 23.03.2010 в 14 час. 30 мин. «для рассмотрения административного дела». В связи с указанными противоречиями, имеющимися в содержании письма от 12.03.2010, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что законный представитель заявителя был извещен именно о составлении протокола. Учитывая изложенное, письмо от 12.03.2010 № 12-10-340 не может являться доказательством надлежащего извещения законного представителя ОАО «ЧЭМК» о составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, апелляционный суд отмечает, что указанное письмо, направленное по адресу: г. Челябинск, ул. Героев Танкограда 80-П, строение 80, было вручено курьеру Общества 22.03.2010 (л.д. 59). Поэтому возникает сомнение в том, что на момент составления протокола об административном правонарушении Министерство могло располагать уведомлением о вручении, подтверждающим получение заявителем письма от 12.03.2010 № 12-10-340. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен Министерством с нарушением процессуальных норм КоАП РФ. При таких обстоятельствах вынесение оспариваемого постановления в один день с составлением протокола также свидетельствует о нарушении требований КоАП РФ, направленных на предоставление лицу, привлекаемому к ответственности, возможности реализации права на защиту. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Допущенные Министерством в рассматриваемом случае процессуальные нарушения лишили ОАО «ЧЭМК» процессуальных гарантий защиты и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. Поэтому суд первой инстанции обоснованно отнес данные нарушения к нарушениям, имеющим существенный характер, и принял верное решение о признании постановления от 23.03.2010 № 23-ГК незаконным и его отмене. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2010 в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос о государственной пошлине апелляционным судом не рассматривается. Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2010 по делу № А29-3346/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Т.В. Лысова Судьи Л.Н. Лобанова Г.Г. Перминова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу n А82-959/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|