Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу n А82-12879/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА82-12879/2009 ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 27 июля 2010 года Дело № А82-12879/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуреевой О.А., судейКобелевой О.П., Дьяконовой Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Видякиной М.С., при участии в судебном заседании: представителя ответчика Елисеевой К.А., действующей на основании доверенности от 19.02.2010, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2010 по делу № А82-12879/2009, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П. по иску открытого акционерного общества "Северкомлектстрой-Инта" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", с привлечением третьего лица открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" о взыскании 225335 руб. установил: открытое акционерное общество "Северкомлектстрой-Инта" обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" о взыскании 218371 руб. 63 коп. необоснованно списанных с лицевого счета истца в ТехПД и 6983 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.02.2009 по 25.06.2009. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2010 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перевозчик не представил доказательств, подтверждающих простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Кроме того, суд указал, что ст. 39 УЖТ не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД», договором взимание такой платы также не предусмотрено. В этой связи суд счел списание спорной суммы со счета истца в ТехПД необоснованным. ОАО "РЖД" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 23.03.2010 и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суд не учел, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине истца. Пунктом 12 договора № 8-21 от 26.08.2003 предусмотрено, что плата за пользование вагонами, поступающими в адрес контрагентов ООО «Северкомплектстрой-Инта», вносится истцом. Ответчик полагает, что размер платы за нахождение собственных (арендованных) вагонов на путях станции должен исчисляться согласно п. 12 Тарифного Руководства № 2. Начисление истцу платы в размере 218371 руб. 63 коп. ответчик считает обоснованным. Истец и третье лицо в судебное заседание не явились. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Первая грузовая компания» доводы заявителя отклонило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя, просит оставить решение суда без изменения. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что 26.08.2003 ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Северкомплектстрой-Инта» (владелец) заключили договор № 8-21 на эксплуатацию принадлежащего владельцу пути необщего пользования, примыкающего к стации Инта-2, обслуживаемого локомотивом владельца. Согласно параграфу 9 владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов и контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства № 2. Параграфом 10 предусмотрено внесение платежей по договору на лицевой счет владельца в ТехПД. В соответствии с параграфом 12.2 договора плата за пользование вагонами федерального железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования грузоотправителей и грузополучателей, указанных в Приложении № 1, вносит перевозчику владелец. Дополнительным соглашением от 13.07.2005 стороны согласовали пункт 12.2 в следующей редакции: «… Плату за пользование вагонами и штрафы за задержку вагонов, начисленные в соответствии со статьями 62 и 99 Устава, за грузоотправителей и грузополучателей, указанных в Приложении № 1, уплачивает перевозчику владелец». Из материалов дела следует, что в адрес ЗАО «Локотранс» - контрагента истца (указанного в Приложении № 1 к договору) прибывали порожние вагоны, которые подлежали подаче под погрузку на подъездной путь ОАО «Северкомплектстрой-Инта». Ввиду неравномерного прибытия вагонов на станцию назначения Инта-2 вагоны простаивали на путях общего пользования до начала действия заявки. Перевозчиком составлены акты общей формы с указанием причины простоя технологические затруднения. В соответствии со ст. 43 УЖТ РФ истцу начислена плата за пользование вагонами в повышенном размере. В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. В случаях несвоевременного приема вагонов, несвоевременной выгрузки грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременного вывоза грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновении по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях положения статьи 43 Устава предусматривают права перевозчика в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, увеличить размер платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных станциях, до двукратного размера указанной платы. Плата за пользование вагонами рассчитана ОАО «РЖД» в соответствии с вышеуказанными нормами с применением ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта, установленных Тарифным руководством № 2. Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Исходя из положений пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве. Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Такая правовая позиция по применению статьи 39 Устава определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08. Таким образом, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть начислена ОАО «РЖД» при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера. Вместе с тем стороны в договоре № 8-21 от 26.08.2003 согласовали только плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, условия о порядке взыскания платы за пользование собственными или арендованными вагонами сторонами не согласованы. Довод ответчика о том, что порядок оплаты за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, согласован в дополнительном соглашении к договору путем внесения изменения в параграф 12, отклоняется судом. Исходя из буквального толкования параграфа 12 договора в редакции дополнительного соглашения от 13.07.2005, стороны не указали за какие вагоны владелец вносит плату перевозчику. Данных о том, что стороны имели в виду собственные или арендованные вагоны, параграф 12 не содержит. Кроме того, сторонами не определен размер такой платы. Учитывая данные обстоятельства, и принимая во внимание, что ответчик не представил суду надлежащих доказательств невозможности подачи порожних вагонов на пути необщего пользования по вине ветвевладельца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном списании перевозчиком спорной суммы платы со счета истца в ТекхПД. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2010 по делу № А82-12879/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий О.А. Гуреева Судьи О.П. Кобелева Т.М. Дьяконова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу n А82-404/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|