Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу n А29-2126/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 14 июля 2010 года Дело № А29-2126/2010 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Черных Л.И., судей Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2010 по делу №А29-2126/2010, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н., по заявлению открытого акционерного общества «Удорская тепловая компания» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми о взыскании 121 209 рублей 96 копеек процентов, установил:
открытое акционерное общество «Удорская тепловая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми 121 209 рублей 96 копеек процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2010 заявленные требования удовлетворены. Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Инспекция указывает, что при установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, процентов на эту сумму. Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2008 № ММ-3-1/683 «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» установлено, что начисление процентов производится по день принятия решения налогового органа. В данном случае решения налогового органа о зачете и возврате сумм приняты Инспекцией 12 и 13.11.2009. Исходя из представленного Обществом расчета, сумма процентов исчислена по 15.11.2009, что не соответствует положениям названного Приказа. Кроме того, статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено начисление процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в случае их зачета в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества, по результатам которой составила акт от 18.12.2008 № 10-23/27 и приняла решение от 28.01.2009 № 10-23/27 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить 329 497 рублей 30 копеек штрафов, 3 293 973 рубля доначисленных налогов и 389 193 рубля 05 копеек пеней. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 24.03.2009 № 100-А (с учетом решения Управления от 16.03.2009 № 10-23/27-1) решение Инспекции изменено. В соответствии с решением Управления Обществу предложено уплатить 196 797 рублей 20 копеек штрафов, 1 966 972 рубля доначисленных налогов и 233 611 рублей 45 копеек пеней. На основании вступившего в силу решения от 28.01.2009 № 10-23/27 Инспекция направила Обществу требование от 27.04.2009 № 635 об уплате, в том числе, 1 951 297 рублей налога на добавленную стоимость, 224 390 рублей 95 копеек пеней по налогу на добавленную стоимость и 195 129 рублей 70 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в срок до 12.05.2009. Поскольку требование в установленный срок Обществом в указанной части не было исполнено, Инспекция в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направила в банк инкассовые поручения. По инкассовым поручениям от 19.05.2009 № 1138 и 1139 со счета Общества было списано 224 390 рублей 95 копеек пеней и 195 129 рублей 70 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость; платежными поручениями от 21.05.2009 № 369 и 5352 Общество перечислило в бюджет в соответствии с решением Управления от 24.03.2009 № 100-А и требованием Инспекции от 27.04.2009 № 635 налог на добавленную стоимость в сумме 1 951 297 рублей. Одновременно Общество обжаловало решение Инспекции от 28.01.2009 № 10-23/27 (в редакции решения Управления от 24.03.2009 № 100-А) в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2009 по делу № А29-4039/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 решение суда отменено. Оспариваемое решение Инспекции от 28.01.2009 № 10-23/27 (в редакции решения Управления от 24.03.2009 № 100-А) признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 195 129 рублей 70 копеек, начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 224 390 рублей 95 копеек и предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 951 297 рублей. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения. На основании постановления суда апелляционной инстанции Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 02.11.2009 № 2707 о зачете подлежащих возврату налога, пеней и штрафа в счет уплаты налоговых обязательств в части федерального бюджета и возврате оставшейся после зачета суммы на расчетный счет налогоплательщика. Инспекция решениями от 12.11.2009 произвела зачет подлежащих возврату сумм: 1 951 297 рублей налога на добавленную стоимость, 7 470 рублей 64 копеек пеней; платежными поручениями от 13.11.2009 № 789 и 790 (в соответствии с решениями от 13.11.2009) перечислила на расчетный счет налогоплательщика: 216 920 рублей 31 копейку пеней и 195 129 рублей 40 копеек штрафа. Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 04.12.2009 № 3111 о выплате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных налога, пеней и штрафа. Инспекция письмом от 21.12.2009 № 07-85/10249 сообщила Обществу об оставлении его заявления о выплате процентов без исполнения, поскольку нарушение прав и законных интересов Общества устранено, на постановление суда апелляционной инстанции подана кассационная жалоба. Поскольку проценты Инспекцией не были начислены и возвращены, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, подпунктом 7 пункта 1 статьи 32, пунктом 1 статьи 45, статьями 46, 47, 69, 70, пунктом 1 – 5, 9 статьи 79, статьями 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О и исходил из того, что спорные суммы налога, пеней и штрафа являются излишне взысканными и с момента их взыскания по день фактического возврата (зачета) подлежат начислению проценты. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафов, а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Порядок зачета и возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа определен статьей 79 Кодекса. На основании пункта 1 статьи 79 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. Пунктом 2 статьи 79 Кодекса определено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Согласно пункту 3 статьи 79 Кодекса в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму. В силу пункта 5 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. На основании пункта 9 статьи 79 Кодекса правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Как следует из материалов дела, возвращенные суммы налога, пеней и штрафа были доначислены Обществу по результатам выездной налоговой проверки, а не самостоятельно исчислены Обществом. Инспекцией было выставлено требование от 27.04.2009 № 635 об их уплате, направлены в банк инкассовые поручения (в порядке статьи 46 Кодекса). Следовательно, Инспекцией проводилась процедура принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафа. По инкассовым поручениям от 19.05.2009 № 1138 и 1139 со счета Общества было списано 224 390 рублей 95 копеек пеней и 195 129 рублей 70 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость; платежными поручениями от 21.05.2009 № 369 и 5352 Общество произвело перечисление в бюджет взыскиваемого по решению Инспекции, принятому по результатам выездной налоговой проверки, налога на добавленную стоимость в сумме 1 951 297 рублей (с указанием в платежных документах на решение Управления от 24.03.2009 № 100-А и требование Инспекции от 27.04.2009 № 635). Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по делу № А29-4039/2009 решение Инспекции от 28.01.2009 № 10-23/27 (в редакции решения Управления от 24.03.2009 № 100-А) в части доначисления спорных сумм налога, пеней и штрафа, возвращенных Обществу (зачтенных), признано недействительным. С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что суммы возвращенных (зачтенных) налога, пеней и штрафа являются излишне взысканными, и со дня, следующего за днем их взыскания, по день их фактического возврата подлежат начислению проценты, установленные статьей 79 Кодекса. Проценты исчислены Обществом правильно за период с 21.05.2009, 22.05.2009 (со дня, следующего за днем списания денежных средств со счета налогоплательщика) по 11.11.2009, 15.11.2009 (12.11.2009 вынесены решения о зачете налога и пеней и 16.11.2009 исполнены платежные поручения о возврате пеней и штрафа) в сумме 121 209 рублей 96 копеек. Фактических и арифметических ошибок в расчете процентов судами не выявлено, расчет процентов соответствует пункту 5 статьи 79 Кодекса. Инспекцией арифметически расчет процентов не оспаривается. Доводы Инспекции том, что решения о зачете и возврате сумм налога, пеней и штрафа приняты Инспекцией 12 и 13.11.2009, а в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2008 № ММ-3-1/683 «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» начисление процентов производится по день принятия решения налогового органа, поэтому исчисление Обществом процентов по 15.11.2009 является неправомерным, подлежат отклонению как не соответствующие статье 79 Кодекса, пунктом 5 которой предусмотрено, что проценты начисляются по день фактического возврата налога. Доводы Инспекции о том, что статьей 79 Кодекса не предусмотрено начисление процентов на суммы излишне взысканных налога, пеней и штрафа в случае их зачета в счет погашения имеющейся у налогоплательщика недоимки, не могут быть приняты во внимание, поскольку правовая природа зачета и возврата налоговых сумм сходная, следовательно, проценты, установленные статьей 79 Кодекса, начисляются как при возврате, так и при зачете необоснованно взысканных Инспекцией налогов, пеней и штрафов. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о взыскании с Инспекции 121 209 рублей 96 копеек процентов. Следовательно, апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2010 по делу №А29-2126/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Л.И. Черных Судьи
М.В. Немчанинова
Л.Н. Лобанова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу n А17-1340/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|