Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу n А29-8441/04А. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения ,Возврат госпошлины

Второй арбитражный апелляционный суд

610017, г. Киров. Ул. Молодой Гвардии, 49

www.2aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

                                                                                   

07 апреля 2008 г.                                                                             Дело № А29-8441/04а

(объявлена резолютивная часть)

08 апреля 2008 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Второй  арбитражный  апелляционный  суд в составе

председательствующего А.В, Караваевой

судей Т.М. Ольковой, Г.Г. Буториной,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Караваевой,

с участием представителя третьего лица Василевицкого А.М. по доверенности от 01.01.2008 г. №08-36,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на определение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 г. по делу №А29-8441/04а, принятое судьей Р.А. Борлаковой.

по заявлению ФОМС Республики Коми о замене должника правопреемником

по делу №а29-8441/04а по заявлению ФОМС Республики Коми

к Администрации муниципального образования «Эжвинский район г. Сыктывкар»

третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре

о взыскании страховых взносов и пени,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2004 г. по делу №А29-8441/04а из бюджета муниципального образования «Эжвинский район г. Сыктывкара» в пользу ФОМС Республики Коми (далее – Фонд) взысканы 4623000 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 г. и 739985 руб. 77 коп. пени за их несвоевременную уплату.

03.02.2005 г. после вступления данного судебного акта в законную силу  выдан исполнительный лист на взыскание недоимки и пени.

По состоянию на 18.12.2007 г. остаток задолженности составлял 739985,77 руб.

25.12.2007 г. Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о замене должника – Администрации муниципального образования «Эжвинский район г. Сыктывкара» (далее – Администрация МО «Эжвинский район г. Сыктывкара», Должник) на правопреемника – Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация МО ГО «Сыктывкар») в связи с упразднением с 01.01.2006 г. внутригородского муниципального образования «Эжвинский район» с его органами местного самоуправления на основании пункта 3 статьи 193 Закона Республики Коми от 05.03.2005 г. №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» (далее – Закон №11-РЗ), постановлением Главы администрации МО «Сыктывкар» от 15.12.2005 г. №12/4201 «О мероприятиях по реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Республики Коми от 05.03.2005 г. №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» (далее – Постановление Главы администрации МО «Сыктывкар» №12/4201).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 г. заявление Фонда удовлетворено, произведена замена должника на правопреемника. При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт правопреемства подтверждается статьей 193 Закона №11-РЗ, Постановлением Главы администрации МО «Сыктывкар» №12/4201, частью 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар»; решение суда от 25.11.2004 г. в полном объеме не исполнено, срок предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен. 

Администрация МО ГО «Сыктывкар» с данным определением не согласна, просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, мотивируя тем, что на момент вынесения определения отсутствовали основания для признания Администрации МО ГО «Сыктывкар» правопреемником по кредиторской задолженности перед Фондом. В обоснование своего вывода апеллянт ссылается на статью 58 Гражданского кодекса РФ, статью 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Устав МО ГО «Сыктывкар», принятый 18.01.2006 г., согласно которому Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» является юридическим лицом, имеет статус «иного органа местного самоуправления» и обладает в своих границах всеми полномочиями, предусмотренными для исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в смысле Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ). По мнению Администрации МО ГО «Сыктывкар», передача казны МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» в казну МО ГО «Сыктывкар» по передаточному акту от 14.04.2006 г. не может являться доказательством правопреемства, поскольку решение суда предусматривает взыскание из бюджета МО «Эжвинский район г. Сыктывкара», а не из его казны.  Кроме того, Администрация МО ГО «Сыктывкар» считает, что суд не учел факт признания Должником своего долга перед ФОМС. Из пункта 5 Соглашения о реструктуризации задолженности по недоимке и пени от 26.12.2006 г. следует, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» является субсидиарным, а не основным должником по обязательствам перед Фондом. 

Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре (далее – Финансовое управление) поддерживает позицию Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу указывает на правильное применение судом норм материального и процессуального права, считает, что доводы апеллянта не подтверждаются материалам дела и противоречат положениям статьи 215 Гражданского кодекса РФ, статьи 161 и главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ, Закона №11-РЗ, Постановления Главы администрации МО «Сыктывкар» №12/4201, статей 53-54 Устава МО ГО «Сыктывкар». 

Фонд и Администрация МО ГО «Сыктывкар», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей.

Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого  определения суда.

В силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии с частью 10 статьи 85 и частью 5 статьи 84 Закона №131-ФЗ с 01.01.2006 г. органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 193 Закона №11-РЗ с 01.01.2006 г. муниципальное образование «Город Сыктывкар» является муниципальным образованием городского округа. Образованное до вступления в силу настоящего закона внутригородское муниципальное образование «Эжвинский район города Сыктывкара» и его органы упраздняются в соответствии с федеральным законодательством. Правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Эжвинский район города Сыктывкара» являются органы местного самоуправления муниципального образования «Город Сыктывкар» (часть 3 статьи 193 Закона №11-РЗ).

В Постановлении Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» №12/4201 правопреемником Должника названа Администрация МО «Город Сыктывкар». При этом предполагалось изменить структуру Администрации МО «Город Сыктывкар» путем включения в ее состав Администрации муниципального образования «Эжвинский район города Сыктывкара», переименованной в Администрацию Эжвинского района г. Сыктывкара. Кроме того, была утверждена комиссия по составлению передаточного акта и Временное (сроком до завершения реорганизационных процедур, связанных с приведением структуры и системы управления муниципальным образованием в соответствие с положениями Устава МО ГО «Сыктывкар») положение об администрации Эжвинского района города Сыктывкара.

 В связи с этим и с целью наиболее эффективной организации муниципального управления Эжвинский район был выделен в составе территории единого муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (часть 4 статьи 5 Устава МО ГО «Сыктывкар»). Вместе с тем исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления данного муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на всей его территории и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, согласно статье 44 Устава является администрация городского округа.

Таким образом, Администрация МО ГО «Сыктывкар» является универсальным правопреемником Должника в силу прямого указания вышеупомянутых нормативных правовых актов

Наличие у Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» статуса исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (статья 54 Устава МО ГО «Сыктывкар») не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего отсутствие правопреемства по следующим основаниям.

Решением арбитражного суда от 25.11.2004 г. предусмотрено взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени за счет средств бюджета МО «Эжвинский район г. Сыктывкара». Согласно статьям 62, 65, пункту 3 части 6 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» собственный бюджет имеет лишь городской округ, исполнение данного бюджета обеспечивается администрацией городского округа.

Эжвинский район собственного бюджета не имеет: в соответствии с частью 5 статьи 54, статьей 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» Администрация Эжвинского района осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия и несет ответственность за осуществление своих полномочий в пределах средств, предусмотренных сметой доходов и расходов Эжвинского района, утверждаемой в порядке, установленном настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Следовательно, в настоящее время решение суда от 25.11.2004 г. может быть исполнено лишь за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», распоряжение средствами которого Администрация Эжвинского района осуществляет только в пределах сметы доходов и расходов Эжвинского района. Доказательства включения в данную смету средств на погашение задолженности перед Фондом в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, имущество и имущественные обязательства, в том числе кредиторская задолженность, по состоянию на 01.01.2006 г. переданы упраздненным муниципальным образованием «Эжвинский район г. Сыктывкара» в лице Администрации МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» муниципальному образованию городской округ «Сыктывкар» в лице Администрации МО ГО «Сыктывкар» по акту от 14.04.2006 г. (т. 2 л.д.93-98).

Тот факт, что передающей и принимающей стороной в данном случае являются муниципальные образования, а не соответствующие местные администрации, не лишает передаточный акт доказательственного значения, поскольку в отношениях, связанных с исполнением обязанностей, возложенных законом на органы местного самоуправления (в частности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), данные органы выступают от имени муниципального образования.

Довод апеллянта о том, что происшедшее на основании передаточного акта от 14.04.2006 г. слияние казны МО «Эжвинский район г. Сыктывкара» с казной МО ГО «Сыктывкар» не порождает правопреемство Администрации МО ГО «Сыктывкар» по обязательствам Должника, подлежащим исполнению за счет бюджета МО «Эжвинский район г. Сыктывкара», а не из его казны, отклоняется, как противоречащий положениям статьи 215 Гражданского кодекса РФ, согласно которой средства местного бюджета являются частью муниципальной казны.

  Содержание Соглашения о погашении задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, начисленным на данную задолженность, за 2003 г., заключенного  26.12.2006 г. между Фондом, Администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» (т.2 л.д.33-34), не позволяет сделать однозначный вывод о субсидиарном характере ответственности Администрации МО ГО «Сыктывкар» за исполнение соответствующего обязательства перед Фондом. Более того, рассрочка уплаты задолженности по страховым взносам и пени до 31.12.2007 г. предоставлена Фондом именно Администрации МО ГО «Сыктывкар», а не Администрации Эжвинского района (пункт 3 Соглашения).   

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности определения Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 г. и считает, что данное определение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ не предусмотрена уплата госпошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о замене должника правопреемником.

Согласно платежному поручению от 18.02.2008 г. №14597 при обращении в суд апелляционной инстанции Администрацией МО ГО «Сыктывкар» уплачена госпошлина в сумме 1000 руб. Следовательно, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина должна быть возвращена ей из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2008 г. по делу №А29-8441/04а оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Возвратить Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 22) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 18.02.2008 г. №14597.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в  порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.

Председательствующий                                                       А.В. Караваева

Судьи                                                                                     Г.Г. Буторина

                                                                                            Т.М. Олькова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу n 29-4853/05-3Б. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также