Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2008 по делу n А17-5672/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии,49

www.2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 марта 2008 года

Дело № А17-5672/2007   

(дата вынесения постановления)

02 апреля 2008 года

(изготовлено постановление в полном объеме)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Караваевой А.В.

судей  Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Караваевой А.В.

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  

Первого заместителя прокурора Ивановской области 

на решение Арбитражного суда  Ивановской области  от  16.01.2008

по делу №  А17-5672/2007, принятое судьей Герасимовым В.Д.

по заявлению Первого заместителя прокурора Ивановской области 

к  Администрации городского округа Кохма

и Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области, 

третье лицо: Совет городского округа Кохма

о признании недействительной сделки,

УСТАНОВИЛ:

 

Первый заместитель прокурора Ивановской области  (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с  заявлением к Администрации городского округа Кохма и Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Администрация и Департамент) о признании незаконными действий Администрации городского округа Кохма и Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области по заключению соглашения от 27.08.2007 № 02/2007 «О взаимодействии по продаже земельных участков и права аренды земельных участков городского округа Кохма». В порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования изменены, заявитель просит признать недействительной сделку от 27.08.2007 № 02/2007 «О взаимодействии по продаже земельных участков и права аренды земельных участков городского округа Кохма», заключенную между Администрацией городского округа Кохма и Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области.

Решением суда от 16.01.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.  Арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое соглашение соответствует требованиям закона и иных правовых актов.

Не согласившись с принятым судебным актом, Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и  принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, обжалуемое соглашение является незаконным, поскольку заключено с нарушением норм земельного законодательства, а также порядка, установленного муниципальным правовым актом.

Администрация городского округа Кохма в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в отзыве на жалобу доводы, приведенные Ответчиком, находит необоснованными, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. 

Совет городского округа Кохма поддерживает доводы апелляционной жалобы, считает, что оспариваемым соглашением нарушены его права и законные интересы, просит решение суда отменить.

Стороны и третье лицо  в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007  между Администрацией городского округа Кохма и Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области заключено соглашение № 02/2007 «О взаимодействии по продаже земельных участков и права аренды земельных участков городского округа Кохма» (л.д. 9).

Предметом соглашения является организация взаимодействия и делегирование Администрацией Департаменту полномочий по осуществлению проведения процедуры аукционов по продаже земельных участков и продаже права аренды земельных участков, находящихся на территории городского округа Кохма.

Считая, что данное соглашение противоречит требованиям пункта З статьи 16, пунктов 5 и 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 9 Устава городского округа Кохма, постановления Правительства Ивановской области от 15.02.2006 № 10-п «О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области», Первый заместитель прокурора Ивановской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании соглашения недействительным.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия нарушений указанных норм при заключении оспариваемого соглашения. Данные выводы суда являются правильными в силу следующего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения городского округа, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно части 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 03.07.2007) полномочиями городской администрации в области использования земли является предоставление земельных участков, в порядке установленном законодательством.

В соответствии с Уставом городского округа Кохма, принятого решением Кохомского городского Совета от 10.08.2005 № 30, функции по осуществлению  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Кохма федеральными законами и законами Ивановской области, возложены на Администрацию городского округа Кохма.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент подписания оспариваемого соглашения на территории городского округа Кохма не действовал нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру предоставления земельных участков на основании торгов.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что соглашение от 27.08.2007 № 02/2007 «О взаимодействии по продаже земельных участков и права аренды земельных участков городского округа Кохма» заключено Администрацией городского округа Кохма в пределах полномочий, предоставленных законом и муниципальным правовым актом и не противоречит пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации,  пункту 2 статьи 38 и пунктам 4, 6 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что определение порядка управления и распоряжения данными земельными участками, как находящимися в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Совета городского округа Кохма, подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно статье 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится  определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Уставом городского округа Кохма установлено, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Совета (пункт 12 статьи 9 Устава).

В силу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Таким образом, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находятся в государственной собственности, а не в муниципальной. Полномочие по распоряжению данными земельными участками, предоставленное органам местного самоуправления, не тождественно по основанию своего возникновения и по содержанию правомочию распоряжения имуществом по своему усмотрению как элементу права собственности.

Довод заявителя о превышении Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области полномочий, предоставленных учредительным документом,  не подтверждается материалами дела.

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 15 02 2006 № 10-п. Положение определяет порядок организации и проведения торгов в форме конкурсов и аукционов, как органа государственной власти Ивановской области, уполномоченного на осуществление функций на размещение заказов для государственных заказчиков Ивановской области. Вместе с тем, пунктом 2 2.5 Положения Департамент наделен полномочиями по организации иных мероприятий и выполнению иных действий, связанных с проведением торгов в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 2.2.11 Положения Департамент организует и проводит торги в форме конкурсов и аукционов в соответствии с поручениями Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области. В рассматриваемом случае, соглашение «О взаимодействии по продаже земельных участков и права аренды земельных участков городского округа Кохма» заключено Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области во исполнение поручений Губернатора Ивановской области от 27.06.2007 (л.д. 32-34) в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2.2.11 Положения.

Довод заявителя о противоречии оспариваемого соглашения статье 18 Закона № 131-ФЗ, частью 5 статьи 31 и части 2 статьи 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению как необоснованный. Условия заключенного соглашения свидетельствуют о том, что сделка не носит коммерческий характер, вопросы по возмещению расходов, связанных с организацией и проведением аукционов могут быть решены сторонами дополнительно.

На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.

Руководствуясь  статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области  от  16.01.2008 по делу №  А17-5672/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Первого заместителя прокурора Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

А.В. Караваева

 

Судьи

Г.Г. Буторина

 

Т.В. Хорова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А82-13/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также