Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу n А28-580/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров                                                                                        Дело № А28-580/2010-1/2

28 мая 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена                                27 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен                                           28 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,

судей Поляшовой Т.М., Тетервака А.В.

при ведении протокола судебного заседания Великоредчаниным О.Б.,

при участии в судебном заседании представителей:

истца – Барановой Г.С., действующей на основании доверенности от 29.04.2010 № 103,

ответчика – Алейниковой О.В., действующей на основании доверенности от 26.01.2010 № 446-01-01,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – открытого акционерного общества «ВолгаТелеком» в лице Кировского филиала

на решение СУД Арбитражного суда Кировской области от 15 марта 2010 года по делу № А28-580/2010-1/2, принятое судом в составе судьи Шубиной Н.М.,

по иску открытого акционерного общества «ВолгаТелеком» в лице Кировского филиала

к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации города Кирова

о взыскании 1 289 649 руб. 27 коп.,

у с т а н о в и л :

 

            открытое акционерное общество «ВолгаТелеком» в лице Кировского филиала (далее – Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации города Кирова (далее – Муниципальное образование, Ответчик).

            Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование Общества о взыскании с Муниципального образования за счет его казны 1 293 452 руб. 26 коп. убытков (далее – Убытки), возникших в результате оказания Истцом в период с июня 2008 года по июнь 2009 года (далее – Спорный период) жителям домов №№ 44 и 46 по ул. Деповской в г. Кирове (далее – Дома) услуг теплоснабжения (далее – Услуги) по ценам, не покрывающим реальные затраты Общества.

            Исковое требование Общества основано на статьях 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивировано тем, что Убытки возникли в связи с разницей в тарифах, утвержденных для общества с ограниченной ответственностью «Энергетик» (далее – ООО «Энергетик») и для населения Муниципального образования (далее – Межтарифная разница).

Ответчик в своем отзыве на иск Общества требование последнего не признал, указав, что расчет Убытков следует производить с учетом установленного органом местного самоуправления норматива потребления тепловой энергии (далее – Энергия) населением Муниципального образования.

            Решением Арбитражного суда Кировской области от 15 марта 2010 года иск Общества удовлетворен частично – с Муниципального образования за счет средств его казны в пользу Общества взыскано 595 899 руб. 50 коп. Убытков, а также 8 293 руб. 23 коп. расходов Истца по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.

            Не согласившись с названным решением Арбитражного суда Кировской области, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска Общества в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, в частности, что в течение Спорного периода ООО «Энергетик» выставило Истцу счета на оплату потребленной в Домах Энергии в общей сумме 1 885 246 руб. 78 коп., применив при расчете данной суммы тариф, установленный для ООО «Энергетик». Истец же, в свою очередь, начислил жителям Домов плату за оказанные в течение Спорного периода Услуги в общей сумме 591 794 руб. 52 коп., применив при этом тариф, утвержденный органом местного самоуправления для населения Муниципального образования. В связи с Межтарифной разницей Истцу причинены Убытки в размере 1 293 452 руб. 26 коп., которые, по мнению Общества, стали следствием противоправного бездействия Ответчика, выразившегося в том, что при определении на 2008-2009 годы тарифа на оплату Энергии населением Муниципального образования Ответчик не предусмотрел возмещение энергоснабжающим организациям разницы в тарифах и не определил механизм компенсации расходов, понесенных Истцом при отпуске Энергии ее потребителям.

Муниципальное образование в своем отзыве на апелляционную жалобу Общества просит обжалуемое последним решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Истца – без удовлетворения, указывая, что сверхнормативное потребление Энергии не подлежит компенсации за счет бюджетных средств и возмещение Убытков Истца за счет бюджетных средств не может производиться в объемах, превышающих установленные органом местного самоуправления нормативы потребления Энергии населением Муниципального образования.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 15 марта 2010 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Истца просила удовлетворить апелляционную жалобу Истца по основаниям, изложенным в этой апелляционной жалобе, а представитель Ответчика просила отказать в удовлетворении данной жалобы по основаниям, указанным Ответчиком в его отзыве на эту жалобу.

Фактические обстоятельстваМатериалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.

Указанные выше Дома числятся на балансе Общества в составе его основных средств, что подтверждено справкой Общества от 12.01.2010 № 05-42/1.

В целях оказания Истцом Услуг жителям Домов 01 октября 2007 года ООО «Энергетик» (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор № 1 (далее – Договор), согласно которому абонент оплачивает энергоснабжающей организации потребленную в Домах Энергию в соответствии с тепловыми нагрузками, согласованными сторонами в приложении № 1 к Договору.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 02.11.07 № 36/1 установлен и введен в действие с 01.01.2008 тариф на отпускаемую ООО «Энергетик» Энергию в размере 1 420 руб. 90 коп. за 1 Гкал.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.10.08 № 41/1 установлен и введен в действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тариф на отпускаемую ООО «Энергетик» Энергию в размере 1 856 руб. 40 коп. за 1 Гкал.

В соответствии с указанными в Договоре тепловыми нагрузками и тарифами, утвержденными для ООО «Энергетик», последнее выставляло Обществу счета на оплату потребленной в Домах в течение Спорного периода Энергии (493, 9 Гкал в 2008 году и 637, 23 Гкал в 2009 году), которые оплачены Истцом в полном объеме, что подтверждено представленными в материалы дела платежными документами.

Решением Кировской городской думы от 21.12.2007 № 10/5 «О тарифах на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения для населения в муниципальном образовании «Город Киров» утверждены и введены в действие с 01.01.2008 тарифы на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения для населения Муниципального образования, проживающего в жилищном фонде независимо от форм собственности (на централизованное теплоснабжение – 14, 90 руб. с 1 кв.м. общей площади, на горячее водоснабжение – 116 руб. с 1 человека).

Решением Кировской городской думы от 26.11.2008 № 22/9 «О тарифах на коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в муниципальном образовании «Город Киров» утвержден и введен в действие с 01.01.2009 тариф на коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в Муниципальном образовании в размере 898 руб. 87 коп. за 1 Гкал.

Применив названные тарифы, установленные упомянутыми решениями Кировской городской думы для населения Муниципального образования, Общество начислило жителям Домов плату за оказанные в течение Спорного периода Услуги в общей сумме 591 794 руб. 52 коп.

При этом в течение Спорного периода действовали нормативы потребления Энергии населением Муниципального образования, которые были установлены Распоряжением Администрации города Кирова от 28.04.2001 № 1554 и Постановлением Главы Администрации города Кирова от 11.11.2008 № 4445-П (далее – Нормативы).

Указанные обстоятельства стороны не оспаривают.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона № 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Из перечисленных выше норм права следует, что в случае определения органом местного самоуправления размера платы граждан за предоставляемые им коммунальные услуги, который ниже экономически обоснованных затрат предоставляющей такие услуги организации, соответствующее муниципальное образование обязано обеспечить возмещение такой организации названных затрат, а при отсутствии такого возмещения – возместить убытки, возникшие в результате этого у соответствующей организации.

При этом размер убытков такой организации определяется как произведение межтарифной разницы и объема коммунальных услуг, оказанных соответствующей организацией гражданам.

Поэтому в данном случае размер Убытков Истца должен рассчитываться путем умножения Межтарифной разницы на объем оказанных Обществом в течение Спорного периода Услуг.

При этом вопрос о методе определения количества таких Услуг Общества должен решаться в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, а также в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.05.2010 по делу n А17-7470/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также