Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу n А29-11101/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

06 апреля 2010 года

Дело № А29-11101/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года.     

Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Остапчук О.А., действующей на основании доверенности от 24.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  15.01.2010 по делу № А29-11101/2009, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.

по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми

к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми

о признании частично недействительным решения

установил:

Управление Федеральной Регистрационной службы по Республике Коми (далее - Управление)  обратилось с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения  Государственного  учреждения - Региональное отделение Фонда  социального страхования по Республике Коми (далее – Фонд социального страхования) № 66 от 10.09.2009 года в части непринятия к зачету расходов в размере 32 613 рублей 48 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2010 заявленные требования удовлетворены.

Фонд социального страхования не согласился с принятым по делу судебным актом и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт – отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя, абзацем 1 пункта 11 «Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, учет районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, применяемой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении среднего заработка застрахованному лицу, которое в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, не предусмотрен. Фонд социального страхования считает, что пунктами 19, 20 и 23 указанного Положения установлены частные случаи (не относящиеся к рассматриваемому) исчисления пособий с применением районного коэффициента к заработной плате, и без применения процентной надбавки. Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, при начислении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, эти районные коэффициенты применяются в случае, если они не учтены в составе заработной платы, и только районные коэффициенты, а не процентные надбавки. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направило, известило о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом  в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена  документальная выездная проверка Управления по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. В ходе проверки установило, что Управлением нарушен  пункт 11 «Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года № 375, а именно:

- расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в случае когда застрахованное лицо в расчетном периоде и до назначения отпуска по уходу за ребенком не имело заработка, произведен из заработной платы и отработанных дней, не входящих в расчетный период, а также имеется случай когда расчет пособия по уходу за ребенком произведен из минимального размера;

- расчет пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае, когда застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности не имело заработка, произведен из денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Указанные нарушения повлекли переплату пособий в сумме 32 613 рублей 58 копеек и недоплату пособия по уходу за ребенком Ржаненковой О.Н. в сумме 3 254 рублей 13 копеек. Выявленные нарушения отражены в акте № 73 с/с от 19.08.2009

По результатам  проверки  управляющим Фонда социального страхования  принято решение № 66 от 10 сентября 2009 года, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в том числе: за февраль 2007 года в сумме 1 140 рублей 60 копеек, за март 2007 года  в сумме 158 рублей 50 копеек, за апрель 2007 года в сумме 314 рублей 18 копеек, за май 2007 года  в сумме 1 178 рублей 18 копеек, за июнь 2007 года в сумме 1 178 рублей 18 копеек, за июль 2007 года  в сумме 2 139 рублей 49 копеек, за август 2007 года в сумме 1 178 рублей 18 копеек, за сентябрь 2007 года в сумме  1 060 рублей 36 копеек, за май 2008 года в сумме 21 728 рублей 21 копейка, за июль 2008 года в сумме 2 537 рублей 60 копеек.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования в указанной части, Управление обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 129, 139, частью 2 статьи 183 и статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 2 статьи 6, статьями 8, 19 Федерального закона от 16.05.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 5 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 13 Федерального закона от 19.12.2009 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и в плановый период 2009 и 2010 годов», статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», пунктом 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», пунктами 11, 19, 20 и 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» и пришел к выводу, что Управлением правомерно произведены выплаты пособия по уходу за ребенком из расчета должностного оклада с учетом районного коэффициент и процентной надбавки по месту работы за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Управлением в 2007 году Романовой М.В. произведены выплаты  пособия по уходу за ребенком  до полутора лет в сумме  7 386 рублей 36 копеек, при этом в расчетном периоде она не имела заработной платы, средний заработок рассчитан за месяцы, не входящие в расчетный период, а также  пособие  по временной нетрудоспособности в сумме 961 рублей 31 копейка - в расчетном периоде нет заработной платы, средний заработок определен из денежного содержания с районным коэффициентом и северной надбавкой. В 2008 году Ржаненковой О.Н. Управление произвело выплаты пособия по беременности  и родам в сумме 24 265 рублей 81 копейка (по уходу за вторым ребенком) - в расчетном периоде нет заработной платы, средний заработок определен из денежного содержания с районным коэффициентом и северной надбавкой.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования» (Далее – Федеральный Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие болезни, травмы, беременности и родов и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального Закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 8 Федерального Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является: пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5); пособие по беременности и родам (подпункт 7); ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подпункт 8).

Согласно статье 19 Федерального Закона № 165-ФЗ денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. 

Статьей 13 Федерального закона  от 19.12.2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»,  установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 16 125 рублей. Установлено, что максимальный размер пособия по беременности  и  родам  за  полный  календарный  месяц  не  может  превышать 23 400 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов (пункт 2 статьи 13 Федерального Закона № 234-ФЗ от 19.12.2006).

Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов»  установлено, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей; максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов (пункт 2 статьи 12 Федерального Закона № 183-ФЗ).

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее – Федеральный Закон N 255-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 14 Федерального Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Федерального Закона № 255-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального Закона № 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу n А29-6890/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также