Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу n  А23-1457/09А-11-41. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

03 июня 2010 года

 Дело №  А23-1457/09А-11-41

Резолютивная часть постановления объявлена  28 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 июня 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,

при участии: 

от заявителя: Савельева А.Т. – директор, протокол от 25.11.1998 № 8, паспорт 29 08 № 324200, Комарова И.Г. – представитель по доверенности от 01.02.2010, паспорт 63 03 № 994381,

от ответчика: Клименко А.Г. – начальник отдела правового и нормотворческого обеспечения деятельности правового управления по доверенности от 28.12.2009 № 01-23/2852, удостоверение № 39 от 07.11.2008, Ефименко А.В. – начальник отдела по защите прав и законных интересов муниципального образования правового управления по доверенности от 28.12.2008 № 01-23/2853, удостоверение № 44 от 07.11.2008,

рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Информ-Сервис» на решение Арбитражного суда Калужской области от 22 марта 2010 года по делу № А23-1457/09А-11-41 (судья Носова М.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Информ-Сервис" (далее - ООО «Информ-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Обнинска (далее - администрация) в выкупе земельного участка под торговым комплексом по адресу: г. Обнинск Калужской области, ул. Красных зорь, Привокзальная площадь, оформленного письмом от 15.09.2008 N 01-19/2757, и с требованием обязать администрацию в двухнедельный срок устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления в адрес ООО "Информ-Сервис" проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2009 решение Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования градостроительной документации в целях выяснения вопроса об отнесении спорного земельного участка к землям общего пользования и нахождения его в зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ПК-З.

 При новом рассмотрении дела ООО «Информ-Сервис», заявлением от 04.03.2010, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнило основание своих требований, просило признать незаконным отказ администрации г. Обнинска в предоставлении в собственность ООО «Информ-Сервис» земельного участка из земель поселений площадью 502 кв.м с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088 по адресу: Калужская область, г.Обнинск, ул.Красных Зорь; возложить на администрацию г. Обнинска следующие обязанности: принять решение о предоставлении в собственность ООО «Информ-Сервис» земельного участка площадью 502 кв.м с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088, расположенного по адресу: Калужская область, г.Обнинск, ул.Красных Зорь; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его ООО «Информ-Сервис» с предложением о заключении соответствующего договора. Данные уточнения судом приняты.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с  решением суда первой инстанции, ООО «Информ-Сервис» обратилось с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования.

Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель ссылается на то, что администрация г. Обнинска, разрешив строительство и введя в эксплуатацию капитальное здание торгового комплекса на спорном земельном участке, исходила из того, что на спорный земельный участок распространяется действие градостроительного регламента. Кадастровый паспорт спорного земельного участка не содержит сведений о нахождении земельного участка в красных линиях, нахождении земельного участка на землях общего пользования, наличии публичного сервитута. Таким образом, спорный земельный участок не является территорией общего пользования и может быть объектом купли-продажи. Установленных действующим законодательством документов, бесспорно свидетельствующих о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах территории общего пользования (содержащих сведения о красных линиях), администрацией г. Обнинска не представлено.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 22.03.2010 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Информ-Сервис» является собственником нежилого здания общей площадью 68,6 кв.м, расположенного по адресу: Калужская область, город Обнинск, ул. Красных Зорь, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 40 КЯ 293163 от 26.06.2008. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088, находящемся у общества на праве аренды — договор от 20.11.2006 № А-118-2006.

ООО «Информ-Сервис» 15.08.2008 обратилось к главе администрации города Обнинска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из земель населённых пунктов с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088 под зданием торгового комплекса, общей площадью 502 кв.м, расположенного по адресу: г.Обнинск Калужской области, Привокзальная площадь, ул. Красных Зорь.

Письмом от 15.09.2008 администрация города Обнинска отказала в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на его принадлежность к землям общего пользования - Привокзальной площади, которые в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежат.

Не согласившись с данным отказом, ООО «Информ-Сервис» обратилось  в Арбитражный суд Калужской области с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и расположен в границах существующих красных линий, ввиду чего приватизация земельного участка с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088 площадью 502 кв.м, при площади объекта недвижимого имущества в 68,8 кв.м, не может быть произведена в силу прямого указания закона.

Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы Арбитражного суда Калужской области законными и обоснованными, а доводы заявителя жалобы несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами. Эти территории предназначены для удовлетворения общественных интересов населения и приватизации не подлежат.

В части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указано, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, автомобильными дорогами, скверами, другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок ООО «Информ-Сервис» площадью в 502 кв.м находится по адресу: Калужская область, город Обнинск, ул. Красных Зорь.

Решением исполнительного комитета Обнинского городского Совета народных депутатов от 05.10.1978 утверждён акт государственной комиссии приёмки в эксплуатацию реконструкции и благоустройства «Привокзальной площади», в котором дано описание границ привокзальной площади: от                     ул. Ж. Кюри до пр. Ленина и от существующей границы железной дороги до существующего тротуара ул. Красных Зорь.

Решением Обнинского городского Собрания от 04.06.2007 № 01-44  утверждён Генеральный план муниципального образования «Город Обнинск», в соответствии с которым на территории города выделяются следующие функциональные зоны, определенные с учётом сложившейся застройки: научно-производственные; жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктуры; рекреационные; специального назначения; режимных территорий.

Решением Обнинского городского Собрания от 12.03.2007 № 01-40 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Обнинск». Из карты градостроительного зонирования к указанным Правилам и фрагмента к ней в масштабе 1:1000 следует, что земельный участок с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0088 находится в зоне ПК-З.

Зона ПК-З в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной объектов инженерной и транспортной инфраструктур, предназначенной для их развития на основе существующих и вновь формируемых объектов — пункт 4 статьи 33 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Обнинск».

Как следует из материалов дела и из описания границ Привокзальной площади, испрашиваемый земельный участок находится от существующей границы железной дороги до существующего тротуара ул.Красных Зорь в пересечении с улицей Лейпунского, то есть в границах Привокзальной площади.

Таким образом, Привокзальная площадь входит в территориальную зону           ПК-З в соответствии с представленным в материалы дела фрагментом Карты градостроительного зонирования и находится в пределах красных линий согласно Генплану г. Обнинска 1971 года.

С учетом изложенного отказ администрации города Обнинска предоставить в собственность заявителю спорный земельный участок не противоречит требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Ссылка заявителя жалобы на то, что на территории общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента, в силу чего данные территории не подлежат застройке, а поскольку обществу на спорном земельном участке было разрешено строительство здания торгового комплекса, которое введено в эксплуатацию, то данный земельный участок не является территорией общего пользования, не может быть принята во внимание.

Нераспространение действия градостроительного регламента на определенные территории земель, в том числе общего пользования, не исключает возможностей ведения на них строительства отдельных объектов и последующую их эксплуатацию.

Градостроительный регламент – это документ, который определяет правовой режим земельных участков, порядок использования земель в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ говорится о том, что правовой режим земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по делу n А09-11227/2009. Изменить решение  »
Читайте также