Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу n А23-189/10А-12-17. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула 12 мая 2010 года Дело № А23-189/10А-12-17 Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., по докладу судьи Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.02.2010 по делу № А23-189/10А-12-17 (судья Дорошина А.В.), принятое по заявлению ОАО «Научно-исследовательский институт материалов электронной техники» к отделу судебных приставов по Ленинскому округу г. Калуги УФССП по Калужской области, взыскатель: ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги, о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому округу г. Калуги УФССП по Калужской области Крахмаль Н.А. по установлению исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы; об уменьшении размера исполнительского сбора; при участии: от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом, от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом, от взыскателя: не явились, извещены надлежащим образом, УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт материалов электронной техники» (далее ОАО «НИИМЭТ», общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому округу г.Калуги УФССП по Калужской области о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя по установлению исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы и об уменьшении исполнительского сбора на одну четверть, что составляет 1 005 089 руб. 86 коп. Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.02.2010 заявленные требования удовлетворены в части снижения размера исполнительного сбора. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Не согласившись с вынесенным судебным актом в части снижения размера исполнительного сбора, судебный пристав обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, должник и взыскатель направил ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего. Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 24.12.2009 №29/28/75968/46/2009 о возбуждении исполнительного производства по взысканию с ОАО «НИИМЭТ» задолженности по налогам и сборам в сумме 57 433 706 руб. 32 коп. В связи с неисполнением должником в трехдневный срок с момента получении настоящего постановления требований, содержащихся в исполнительных документах, судебный пристав-исполнитель 30.12.2009 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составило 4 020 359 руб. 44 коп. До истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительных документов, ОАО «НИИМЭТ» обратилось в отдел судебных приставов по Ленинскому округу г.Калуги УФССП России по Калужской области с заявлением от 28.12.2009 №543 (л.д.72) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть на I 005 089 руб., не представив никаких доказательств невозможности совершения действий по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Письмом от 28.12.2009 №2136 исполняющим обязанности начальника отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Ленинскому округу г.Калуги ОАО «НИИМЭТ» было отказано в уменьшении размера исполнительского сбора, так как согласно ч.7 ст. 112 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа и имущественного положения должника. Не согласившись с размером исполнительского сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении исполнительского сбора на одну четверть. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть, что составляет 1 005 089 руб. 86 коп. Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям. В соответствии с ч.6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 3 и 4 постановления от 30.07.2001 №13-П, исходя из смысла Закона об исполнительном производстве предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере 7% от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Статья 112 Закона об исполнительном производстве содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Указанная норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Как установлено судом первой инстанции, Общество находится в тяжелом материальном положении, что подтверждается приказами о сокращении численности штатов (л.д.27-32). Из представленных оборотно-сальдовых ведомостей следует, что на 01.01.2010 размер денежных средств на счетах Общества составляет 112 665,40 руб., в кассе – 7 072,79 руб., задолженность по налогам на день вынесения решения составляет 65 000 000 руб. Кроме того, имущество Общества описано и арестовано. Данные обстоятельства, характеризующие имущественное положение должника, степень его вины в неисполнении требований исполнительного документа, являются достаточными основаниями для снижения судом размера исполнительского сбора. В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Принимая во внимание уважительность причин неисполнения исполнительного листа в пятидневный срок, имущественное положение должника, значительность подлежащей взысканию суммы, отсутствие причиненного вреда и то обстоятельство, что взыскание исполнительского сбора не соответствует критерию соразмерности имущественной санкции характеру совершенного деяния, суд пришел к обоснованному выводу о наличии обстоятельств, позволяющих снизить максимальный размер исполнительского сбора на одну четверть. На основании изложенного довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основания для снижения размера исполнительского сбора отсутствуют, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, дал им надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 10.02.2010 по делу № А23-189/10А-12-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Г. Тучкова Судьи Н.А. Полынкина В.Н. Стаханова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу n А68-35/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|