Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2009 по делу n А68-8744/09-490/5. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

www.20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Тула                                                                                           Дело №А68-8744/09-490/5

14 декабря 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Тимашковой Е.Н.,

судей                                                                      Дорошковой А.Г., Еремичевой Н.В., 

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Тульской области на  решение Арбитражного суда Тульской области от 13 октября 2009 года по делу №А68-8744/2009 (судья Драчен А.В.), принятое

по заявлению ЗАО ТК «Сталь»

к Территориальному управлению Росимущества по Тульской области,

третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФГУП Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, понуждении принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:47 в собственность,

 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,

от ответчика: Люппо О.Н. – представитель по доверенности от 19.06.2009 № ВК 71-18/4д,

от третьих лиц:

от ФГУП Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова: Садыков Р.Э. – представитель по доверенности от 09.11.2009 № 385/223-09,

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом:                     не явились, уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

       закрытое акционерное общество ТК «Сталь» (далее – ЗАО ТК «Сталь», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тульской области (далее – ТУ Росимущества в Тульской области, Управление), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:47, площадью 13 927 кв.м., местоположение участка установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г.Тула, район Пролетарский, Веневское шоссе, д.4., корп.29.

       В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФГУП Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

       Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2009 заявленные требования удовлетворены.

       Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

       Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается  уведомлениями, имеющимися в деле.

       Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

       Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения присутствующих представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства,  полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

       Как следует из материалов дела, по результатам торгов, проведенных Российским фондом федерального имущества 25.05.2007 ЗАО ТК «Сталь» приобрело:

- нежилое здание (склад фритты) общая площадь 624,80 кв.м., лит. Г, г;

- нежилое здание (склад фритты с навесом) общая площадь 453,80 кв.м., лит. В, в;

- нежилое здание (склад фритты) с пристройкой общая площадь 1805,10 кв.м., лит. Б, Б1;

- нежилое здание (склад фритты) с пристройкой общая площадь 1418,30 кв.м., лит. А, А1.

       Право собственности ЗАО ТК «Сталь» на указанные объекты было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами от 17.07.2007 71-АБ №394518, 71-АБ №394517, 71-АБ №39451б, 71-АБ №2394515.

       Земельный участок, необходимый для эксплуатации приобретенных объектов недвижимости был выделен из земельного участка 71:30:030906:38, предоставленного ФГУП Машиностроительный завод «Штамп» на праве постоянного (бессрочного) пользования для закрепления фактически занимаемой территории завода, на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Тульской области №540-р от 16.12.2008.

       Выделенный участок с кадастровым номером 71:30:030906:47 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.08.2009 №01/023/2009-632.

       03.07.2009 ЗАО ТК «Сталь» обратилось в Территориальное управление Росимущества по Тульской области с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:47 площадью 13927 41 кв.м.

       К заявлению прилагались все необходимые документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 28.11.2007 №10555.

       Решение по результатам рассмотрения указанного заявления по сегодняшний день ответчиком не принято.

       Письмом от 13.07.2009 №271-20/762 ТУ Росимущества по Тульской области сообщило, что все документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

       Не согласившись с бездействием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

       Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

       В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Статьей 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках. находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными  законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические  лица  -   собственники   зданий,  строений,   сооружений.   Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

        Согласно п.5 ст.36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или  юридические лица, указанные  в настоящей  статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной   власти   или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

        Исходя из п.6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего  Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

        Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

        Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

        Как усматривается из материалов дела, выделение земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:47 площадью 13927 кв.м. осуществлялось в целях дальнейшего оформления прав на землю лицом, приобретшим объекты недвижимости, расположенные на данном участке. Представленный заявителем план земельного участка в технических паспортах на приобретенные объекты подтверждает отсутствие на спорном участке иных объектов недвижимости, кроме принадлежащих ЗАО ТК «Сталь».

        Таким образом, Обществом в Управление представлены все необходимые документы, предусмотренные  Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 28.11.2007 №10555.

        Оснований для отказа в выкупе данного участка не имеется.

        При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком требований п.6 ст.36 ЗК РФ, в связи с чем признал бездействие территориального органа незаконным.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Управления полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества, не может быть принят во внимание судом.

        В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденным Приказом ФАУГИ от 27.02.2009 №49, в соответствии с которым Территориальное управление может осуществлять полномочия собственника по приватизации федерального имущества только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

        Между тем, согласно ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

        В соответствии с п.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

        Согласно п.4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 №49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2009 по делу n А68-5162/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также