Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А54-3397/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

07 декабря 2009 года

Дело № А54-3397/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  07 декабря 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,      

судей                                   Игнашиной Г.Д., Дорошковой А.Г.

 по докладу судьи              Тиминской О.А.,      

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Администрации МО Ухоловский муниципальный район Рязанской области

на решение Арбитражного суда Рязанской  области

от 09.09.2009 по делу № А54-3397/2009 (судья Грачев В.И.), принятое

по заявлению Прокурора Рязанской области

к Администрации МО Ухоловский р-н Рязанской области

3-и лица: Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Управление Роснедвижимости по Рязанской области (в лице территориального межрайонного отдела №7 Ухоловского муниципального района рязанской области)

о признании недействительным постановления главы муниципального образования

от заявителя: Сударчикова Л.В. – заместитель начальника отдела (удостоверение ТО №085648).

от ответчика: не явились (извещены).

от третьих лиц: не явились (извещены).

 

установил:

 

     Прокурор Рязанской области (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию - Ухоловский муниципальный район Рязанской области о признании недействительным постановления главы муниципального образования от 28.04.2009 № 181 «О резервировании земельного участка».

     Решением суда от 09.09.2009 требования заявителя были удовлетворены: постановление главы муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 28 апреля 2009 года № 181 "О резервировании земельного участка" признано недействительным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ и требованиям постановления Правительства РФ от  22.07.2008 №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», суд также обязал главу муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов землепользователей, вызванные принятием постановления от 28 апреля 2009 года № 181 «О резервировании земельного участка».

    Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация МО Ухоловский р-н Рязанской области подала апелляционную жалобу.

Ответчик (заявитель апелляционной жалобы) и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ответчик прислал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке ст. 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя прокуратуры, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены реше­ния суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом установлено, что распоряжением Правительства Рязанской области от 19.03.2009 № 99-р утвержден перечень перспективных мест размещения объектов топливозаправочного комплекса на территории Рязанской области, в том числе на территории Ухоловского района в районе поселка Калинин и села Смолеевка.

Пунктом 3 указанного распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления Рязанской области принять решение о резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для размещения объектов топливозаправочного комплекса.

Постановлением главы администрации Ухоловского района от 28.04.2009 №181 «О резервировании земельного участка» был зарезервирован для муниципальных нужд сроком на три года в целях размещения автозаправочного комплекса земельный участок ориентировочной площадью 4  000 кв.м, расположенный по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, пос. Калинин, ул. Новоселов.

Заинтересованные лица вправе были ознакомиться со схемой резервируемого земельного участка в отделе по управлению муниципальным имуществом Ухоловского района в рабочее время. Публикация о данном постановлении осуществлена в районной газете "Колос" 08 мая 2009 года.

Полагая, что постановление главы администрации Ухоловского района от 28.04.2009 №181 «О резервировании земельного участка» не соответствует  требованиям действующего земельного законодательства, в том числе  постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 70.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), в соответствии с которой резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Правительством РФ утверждено постановление от 22.07.2008 №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Данным постановлением утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).

Пункт 5 Положения устанавливает требования к решению о резервировании земель, которое должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Из пункта 6 Положения следует, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Пунктами 8 и 9 Положения предусмотрена обязательность направления органом местного самоуправления копии решения о резервировании земель и прилагаемой к нему схемы земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также обязательность  государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу пунктов 2 и 3 статьи 22.2 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.  Обязательными приложениями к документам, представляемым для регистрации ограничений прав, являются:

1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки;

2) кадастровые паспорта образуемых земельных участков.

Необходимость кадастрового паспорта, в свою очередь, влечет необходимость индивидуализации участка, определения его конкретной площади,  земельных границ и постановки на кадастровый учет.

 По своей сущности резервирование земельного участка влечет ограничение прав других пользователей (возможных пользователей) на данный участок.

Данное обстоятельство в силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ также обязывает провести регистрацию ограничения прав других землепользователей, обусловленную возникшей занятостью земельного участка для муниципальных нужд на определенный срок, в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В рассматриваемом случае в обжалуемом ненормативном акте не указан перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемого участка земли, а также отсутствуют конкретные границы данного участка, что исключает возможность его постановки на государственный кадастровый учет, а также возможность регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, исходя из вышеизложенных норм законодательства РФ.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что при разрешении данного спора суду следовало руководствоваться положениями ч. 4 ст. 9, ст. 19 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), ст. 3.1 Федерального закона от 24.12.2004 №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» отклоняется.

Согласно ч.4 ст.9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 19 ГрК РФ установлено содержание схемы территориального планирования, в которое не включены кадастровые планы земельных участков, как не предусмотрены они и статьей  3.1 Федерального закона №191.

Однако предметом правового регулирования ГрК РФ является градостроительная деятельность, земельные правоотношения регулируются Земельным кодексом РФ и иными актами, принятыми в соответствии с ним.

В рассматриваемом случае имеют место правоотношения по использованию земельного участка, а не по планированию размещения объектов капитального строительства, как ошибочно полагает заявитель жалобы, в связи с чем нормы градостроительного законодательства РФ при рассмотрении данного спора не применимы.

Кроме того, положения п. 4 ст. 9 ГрК РФ вводятся в действие с 1 января 2010 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 04.12.2007)).

Судом апелляционной инстанции также не принимается довод заявителя жалобы о том, что истцом не представлены доказательства ограничения прав конкретных землепользователей иных земельных участков.

Как следует из материалов дела, оспариваемым Постановлением установлена ориентировочная площадь зарезервированного земельного участка, а также примерный адрес его места расположения, что не позволяет точно определить его размер и место нахождения, в результате чего участок может занимать земельные участки иных граждан и организаций, и как следствие, затрагивать их права по пользованию и распоряжению данными земельными участками.

Таким образом, Прокурор  в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законодательством РФ, обратился с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Указание заявителя апелляционной жалобы на то, что в указанной на схеме зоне отсутствуют земельные участки, предоставленные третьим лицам, и вся резервируемая зона находится в государственной собственности, не подтверждено какими-либо доказательствами и само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого постановления.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о том, что постановление главы муниципального образования  Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 28.04.2009 № 181 «О резервировании земельного участка» подлежит признанию недействительным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.09.2009 по делу №А54-3397/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации  муниципального образования Ухоловский муниципальный район Рязанской области  –  без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

                     О.А. Тиминская

Судьи

                        Г.Д. Игнашина

                     А.Г. Дорошкова

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А62-6465/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также