Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу n А62-4832/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 E-mail:20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тула Дело №А62-4832/2009 27 ноября 2009 года Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 сентября 2009 года по делу №А62-4832/2009 (судья Яковенкова В.В.), принятое по заявлению Администрации МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области к Межрайонной ИФНС России №3 по Смоленской области, 3-е лицо: Департамент имущества города Москвы, об оспаривании ненормативного акта налогового органа и действий (бездействия) должностных лиц налогового органа,
при участии: от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом; от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом; от третьего лица: не явились, уведомлены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области (далее - Инспекция, ответчик) от 11.03.2009 №231 о возврате земельного налога в сумме 4 832 836, 00 рубля, уплаченного Департаментом имущества города Москвы за 2006, 2007 годы и 1 квартал 2008 года, и о признании незаконным бездействия Инспекции по непринятию мер по взысканию с Департамента имущества города Москвы земельного налога за период, начиная со 2 квартала 2008 года, за использование земельных участков, расположенных на территории города Ярцево (с учетом уточнения). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущества города Москвы (далее – Департамент). Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения о возврате налога от 11.03.2009 №231. В удовлетворении остальной части требований отказано. Не согласившись с судебным актом в части удовлетворенных требований, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его в этой части отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей. Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции, изучив представленный отзыв, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, субъектом Российской Федерации - город Москва на основании договора купли-продажи от 14.11.2005 №106/з были приобретены в собственность следующие земельные участки: 1) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. 3-я Литейная, участок №4, площадью 26 890 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0093, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ №111511; 2) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево. ул. 3-я Литейная, участок 7, площадью 37 272 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0090, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ №111512; 3) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. 3-я Литейная, строение 3, площадью 865 760 кв. м, кадастровый номер 67:25:00 10723:0094, свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2006 серии 67-АБ №111506; 4) расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, в районе поселка Пронькино, площадью 2 329 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010720:0057, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ №111508; 5) расположенный по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, Восточный промузел, площадью 2 704 кв. м, кадастровый номер 67:25:01 10722:0012, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ №111507; 6) расположенный по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, Восточный промузел, площадью 4 557 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010723:0082, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ №111510; 7) расположенный по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, Восточный промузел, площадью 675 764 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010722:0093, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ №111509; 8) расположенный по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, в районе поселка Пронькино, площадью 173 812 кв. м, кадастровый номер 67:25:0010720:0058, свидетельство о государственной регистрации права серии 67-АБ №111505. Вышеуказанные земельные участки находятся под объектами недвижимого имущества Государственного унитарного предприятия города Москвы «Литейно-прокатный завод». 08.05.2008 департаментом имущества города Москвы в Инспекцию представлены налоговые декларации по земельному налогу за 2006, 2007 годы и авансовый расчет по данному налогу за 1 квартал 2008 года. В этот же день причитающаяся к уплате на основе указанных налоговых деклараций (расчета) сумма земельного налога (4 382 836, 00 рубля) уплачена в полном размере. 04.06.2008 Департамент представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации (расчет) за указанные налоговые (отчетный) периоды, в которых уплаченные суммы земельного налога заявлены к уменьшению, и обратился с заявлением о возврате уплаченного земельного налога. После проведения сверки расчетов и установления факта излишней уплаты земельного налога Инспекцией принято оспариваемое решение о возврате земельного налога от 11.03.2009 №231 в сумме 4 382 836, 00 рубля. Решение исполнено 13.03.2009. При этом основанием для возврата земельного налога явились следующие обстоятельства: по мнению Инспекции, в силу пункта 2 статьи 11 и пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, изложенного в письме Минфина РФ от 28.04.2008 №03-05-06-02/30, субъекты Российской Федерации не являются налогоплательщиками земельного налога, так как они не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица. Не согласившись с решением и действиями налогового органа, указывая, что формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата, которые должны уплачиваться участниками земельных отношений, которыми, в том числе являются субъекты Российской Федерации, а в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса РФ, статьей 10 решения Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 23.11.2006 №66 не предусмотрены льготы по уплате налога этими публично-правовыми образованиями, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, пришел к выводу о том, что к субъекту Российской Федерации – городу Москве применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. В связи с этим, учитывая принцип платности земли в Российской Федерации, суд посчитал, что субъект РФ – город Москва, приобретший земельные участки на территории муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области на основании договора купли-продажи, является налогоплательщиком земельного налога. Субъекты РФ не являются плательщиками земельного налога только в одном случае: в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, право собственности на которое возникло у них в силу закона. Ввиду того, что Положением о земельном налоге, утвержденным решением Совета депутатов Ярцевского городского поселения от 23.11.2006 №66, льготы для указанных категорий налогоплательщиков не предусмотрены, действия Инспекции по возврату субъекту РФ – городу Москве, от имени которого действует Департамент имущества города Москвы, земельного налога за 2006, 2007 и 1 квартал 2008, а также решение Инспекции от 11.03.2009 №231 о возврате земельного налога в суме 4 832 836,00 руб. являются неправомерными. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В силу п.2 ст.11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Следовательно, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под понятие "организация" в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Такая же позиция изложена в решении ВАС РФ от 24.01.2008 № 16720/07. С учетом этого субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога. При этом не имеет правового значения, на каком основании субъекты РФ и органы местного самоуправления приобрели право собственности на земельные участки (в силу закона или посредством заключения договора купли-продажи). В этой связи если земельные участки находятся в собственности РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует налогоплательщик земельного налога. Как видно из материалов дела, собственником земельных участков является субъект РФ – город Москва. На основании вышесказанного субъект РФ – город Москва не может быть признан налогоплательщиком земельного налога. Судом установлено, что спорные земельные участки не закреплены за государственным предприятием (ГУП г.Москвы «Литейно-прокатный завод»). Однако именно данное предприятие использует их в своей деятельности, поскольку на них расположены его объекты недвижимости (производственные и административно-бытовые здания и сооружения). На основании сказанного также нельзя признать правильным вывод суда о том, что объекты недвижимости и земельные участки используются субъектом РФ – городом Москвой исключительно в целях осуществления им предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах налоговый орган имел правовые основания к принятию оспариваемого решения о возврате земельного налога в сумме 4 832 836, 00 рубля С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового судебного акта (п.25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 «О применении Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу n А09-2400/2009. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|