Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А62-4239/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ   АРБИТРАЖНЫЙ   АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;         e-mail: 20aas@ mail.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

город Тула                                                                                                       Дело №А62-4239/2007

03 апреля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года

Полный текст постановления изготовлен          03 апреля 2008 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего      Стахановой В.Н.                                                               

судей                                      Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер             20АП-806/2008) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области

на  решение Арбитражного суда  Смоленской области от  11 января 2008 года

по делу №А62-4239/2007 (судья  Воронова В.В.), принятое

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области

к  Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области

третье лицо: Смоленское линейное производственное управление магистральных газопроводов Филиал ООО «Лентрансгаз» ОАО «Газпром»

об обжаловании отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок

при участии в судебном заседании представителей:       

от заявителя: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области – Терновых С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность №18 от 13.02.2008, Ефремова Н.В. – специалист первого разряда отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность №34 от 05.03.2008;

от третьего лица: ООО «Лентрансгаз» - не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области (далее – Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (далее – УФРС по Смоленской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 10:04:0002, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Индустриальная, д.8, изложенный в сообщении от 06.08.2007 №01/067/2007-339 и возложении обязанности на УФРС по Смоленской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный объект.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2008 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление по Смоленской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Представители  заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что неявка представителей заявителя и третьего лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей УФРС по Смоленской области, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее,  суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.06.2007 Территориальное управление обратилось в УФРС по Смоленской области с заявлением о регистрации права федеральной собственности на земельный участок, кадастровый номер 67:27:003 10 04:0002, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Индустриальная, д.8.

УФРС по Смоленской области сообщением от 06.08.2007 №01/067/2007-339 уведомило Территориальное управление об отказе в государственной регистрации вышеназванного земельного участка на основании абз. 4,10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон) ввиду несоответствия представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, непредставления документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.  При этом орган также сообщил, что  указанная  в  заявление    на  регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права Российской Федерации  не относит данный земельный участок, являющийся  землями  населенных пунктов,  к федеральной собственности, следовательно,  документ, устанавливающий  основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним,  для  регистрации не представлен (л.д. 14).

Полагая, что отказ в регистрации не соответствует законодательству, Территориальное управление  обратилось в Арбитражный суд Смоленской области  с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок по целевому назначению отнесен к землям поселений, следовательно, он не может быть отнесен к федеральной собственности в силу ст.17 Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации».

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.

Основаниями для государственной регистрации прав являются документы, необходимые для ее проведения и предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, которые должны соответствовать требованиям, установленным ст. 18 Закона о государственной регистрации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Заявитель, обращаясь в УФРС по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, в качестве основания для такой регистрации ссылался на ст.17 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.

Согласно ст. 6  указанного закона Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ;

Статья 14 данного закона  устанавливает целостность и неделимость Единой системы газоснабжения. В соответствии с данной статьей для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Из приведенных норм следует, что земельные участки, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона.

Указом Президента Российской Федерации "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" от 05.11.92 N 1333 установлено, что при учреждении РАО "Газпром" его уставный капитал формируется из 100% капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности (приложение N 1).

Государственное предприятие "Лентрансгаз" вошло в перечень предприятий единой системы газоснабжения в соответствии с приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации N 1333 от 05.11.92 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром". Из устава ООО «Лентрансгаз» также усматривается, что общество является дочерним  обществом ОАО « Газпром». ОАО «Газпром» является единственным участником Общества.

Следовательно, ООО «Лентрансгаз»  входит в число объектов единой  системы  газоснабжения, являющейся одной из федеральных энергетических систем. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок передан в аренду ООО «Лентрансгаз» для размещения газораспределительных станций и  других объектов газоснабжения.

Таким образом, спорный земельный участок передан в пользование организации – объекту единой системы газоснабжения для размещения объектов, которые принадлежат субъекту энергетики и используются им для эксплуатации газораспределительных станций и  других объектов газоснабжения, следовательно, данный участок относятся к землям специального назначения, занятым федеральными энергетическими системами.

Изложенное позволяет сделать вывод, что  спорный земельный участок в силу закона относятся к федеральной собственности.

Отнесение данного земельного участка согласно кадастровому плану к категории земель поселений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок, поскольку в силу п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к производственным зонам и зонам инженерных и транспортных инфраструктур.

При таких обстоятельствах  решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 января 2008 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 25.12.2007 № 1649  подлежит возврату ему из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение  Арбитражного суда  Смоленской области     от 11 января 2008 года  по делу №А-62-4239/2007 отменить.

Требование Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области №01/067/2007 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, кадастровый номер 67:27:003 10 04:0002, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул.Индустриальная, д.8.

Возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

                                                    В.Н. Стаханова

 

Судьи

   Е.Н. Тимашкова

 

                                                   Г.Д. Игнашина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А54-4861/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также