Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А62-4768/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 03 апреля 2008 года Дело № А62-4768/2007 Дата объявления резолютивной части постановления - 31 марта 2008 г. Дата изготовления постановления в полном объеме - 03 апреля 2008 г. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - Полынкиной Н.А. судей - Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником Соколовой Т.А. при участии в заседании: лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.01.2008 по делу № А62-4768/2007 (судья Молокова Е.Г.) установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Администрации города Смоленска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управления Судебного департамента в Смоленской области, о признании права федеральной собственности на часть административного здания, площадью 1102,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, проспект Гагарина, д.15. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.01.2008 исковые требования удовлетворены, признано право федеральной собственности на часть административного здания площадью 1102,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Смоленск, проспект Гагарина, д.15. При этом суд исходил из того, что спорное здание является федеральной собственностью в силу п.2 раздела II Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность». Администрация города Смоленска, не согласившись с указанным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая данный судебный акт, заявитель жалобы ссылается на допущенные судом нарушение и неправильное применение норм материального права. В частности, по мнению ответчика, суд не дал оценки тому обстоятельству, что на момент вынесения Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 о разграничении собственности спорное административное здание не числилось на балансе Отдела юстиции и не было закреплено за ним на праве оперативного управления, нежилые помещения изначально использовались Управлением юстиции по Смоленской области на основании договоров аренды, в связи с чем данное здание обоснованно было передано в составе основных средств МПЖРЭП №1 в муниципальную собственность. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 22.01.2008 проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы заявителя жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции считает, что содержащиеся в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на требованиях действующего законодательства. Как установлено судом и следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г.Смоленск, проспект Гагарина, д.15, построено до 1941 года (технический паспорт здания по состоянию на 30.06.1963 (т.1, л.д.124). В техническом паспорте, оформленном на здание в 1963 году, владельцем строения указан Исполком Смоленского Горсовета (т.1, л.д. 124). В дальнейшем, согласно техническому паспорту, оформленному 18 февраля 1979 года, здание находилось во владении и пользовании жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭУ №9) (т.1, л.д. 131). Представленными в материалы дела определением Ленинского районного народного суда г.Смоленска от 11.03.1991, письмом старшего следователя СО Ленинского РОВД г.Смоленска в адрес Ленинского районного народного суда г.Смоленска от 26.09.1990, письмом Ленинского районного народного суда г.Смоленска №5-АН от 23.07.1990 в адрес Ленинского РОВД г.Смоленска, сопроводительными письмами Ленинского районного народного суда г.Смоленска №1-211 от 05.09.1990, б/н от 28.05.1991 в судебную коллегию по уголовным делам Смоленского областного суда, постановлениями о принудительном приводе в судебное заседание, выданными Ленинским районным народным судом г.Смоленска 19.03.1991 на имя командира конвойного взвода Прудникова Н.М., судебной повесткой Ленинского районного народного суда г.Смоленска от 07.02.1991 (т.1 л.д. 38-46) подтверждается, что фактически в 1990 - 1991г.г. в спорном здании, расположенном по адресу: г.Смоленск, пр.Гагарина, д.15, располагался Ленинский районный народный суд г.Смоленска. Согласно техническим паспортам на спорное здание, оформленным 05.03.2001, по состоянию на указанную дату Ленинский районный суд города Смоленска занимал часть здания, расположенного по адресу: г.Смоленск, пр.Гагарина, д.15, площадью 565,7 кв.м. (3 этаж и мансарда), Заднепровский районный суд города Смоленска – часть здания площадью 537,2 кв.м. (2 этаж и мансарда), общая площадь, занимаемая судами, составляет 1102,9 кв.м. (т.1, л.д. 19,20, 31,32). Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области от 27.02.1992 №16-р «Об утверждении перечня предприятий и организаций, относящихся к федеральной собственности» Отдел юстиции, в состав которого на момент разграничения государственной собственности входили все судебные органы, был отнесен исключительно к федеральной собственности. На основании указанного распоряжения, а также в силу п.2 раздела II Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» административное здание, расположенное по адресу: г.Смоленск, пр.Гагарина, д.15, 27.02.1992 было внесено в реестр федерального имущества (выписка из реестра федерального имущества от 14.11.2007 №02-10168/ГВ (т.1, л.д. 36). Вместе с тем, решением XI сессии Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 «О передаче государственных предприятий и учреждений, а также государственного имущества, находящегося в пользовании негосударственных юридических лиц, в муниципальную собственность районов городов Смоленска и Десногорска» спорное здание в составе основных средств МПЖРЭП №1 было передано в муниципальную собственность (т.1, л.д. 84). С указанного периода и по настоящее время на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных Комитетом по управлению имуществом города Смоленска и Управлением юстиции Смоленской области, а впоследствии – Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Смоленской области в здании располагаются Ленинский и Заднепровский районные суды г.Смоленска. Ссылаясь на то, что включение административного здания в реестр муниципальной собственности является незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В приложении 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» содержится перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, к числу которых относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ. Согласно ст.1 ФКЗ «О судебной системе РФ» суды наделены публично-властными полномочиями по осуществлению правосудия в РФ, то есть государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел. Таким образом, суды являются органами власти, которые призваны реализовывать конституционное право человека на защиту его прав и интересов в судебном порядке. В свою очередь, защита прав и свобод человека и гражданина является конституционно-правовой обязанностью государства. Из изложенного следует, что суды фактически выполняют функции органа государственной власти, призванного решать одну из общероссийских задач (осуществление правосудия), и следовательно, объекты, необходимые для функционирования данных органов, подпадают под действие п. 2 раздела II Приложения I к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 (объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности). Поскольку, как следует из описанных выше документов (определения, письма, сопроводительных писем, постановлений о принудительном приводе в судебное заседание, судебной повестки Ленинского районного народного суда г.Смоленска от 11.03.1991, письма старшего следователя СО Ленинского РОВД г.Смоленска от 26.09.1990) Ленинский районный суд г.Смоленска фактически занимал спорное здание на момент разграничения собственности (в 1990-1991 годах), и занимает совместно с Заднепровским районным судом города Смоленска часть указанного здания площадью 1102,9 кв.м. до настоящего времени (технические паспорта от 05.03.2001, договоры безвозмездного пользования №2 от 12.02.1998, №14 от 17.12.1998), что сторонами по делу не оспаривается, Смоленский и Заднепровский районные суды в силу ст.6 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе в РСФСР» на момент разграничения собственности относились к органам, финансируемым исключительно из республиканского бюджета, то в силу п. 2 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 занимаемая судами часть здания относится к федеральной собственности. Кроме того, в Приложении N 2 к указанному Постановлению были перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации, в котором судебные органы названы не были. На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорный объекты. Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, в том числе о том, что на момент разграничения собственности спорное административное здание не числилось на балансе Отдела юстиции и не было закреплено за ним на праве оперативного управления, не имеют правового значения для разрешения спора о признании права собственности за истцом, поскольку в силу прямого указания п.2 раздела II Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся. Необоснованно и указание заявителя жалобы на включение спорного объекта в состав муниципальной собственности, поскольку решение XI сессии Смоленского областного Совета народных депутатов о передаче здания в муниципальную собственность было принято 04.04.1992, то есть в период действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, и неосновательно состоялось в отношении спорной части здания, с 1990 года (до разграничения государственной собственности) используемой судом (органом власти, финансируемым из республиканского бюджета). При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации города Смоленска и отмены принятого по делу законного и обоснованного решения. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 января 2008 года по делу № А62-4768/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.А. ПолынкинаСудьи В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А54-1458/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|