Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу n А09-4742/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

01 сентября 2009 года

Дело № А09-4742/2009

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Стахановой В.Н., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,

при участии: 

от ответчика – Балабко М.М. – председатель, постановление XXII конференции Федерации профсоюзов Брянской области от 25.11.2005, паспорт 15 04 №375209, Козина В.В. – пред. по дов. №274 от 22.06.2009, паспорт 15 04 №154673,

истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу Федерации профсоюзов Брянской области на решение  Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2009 по делу № А09-4742/2009 (судья Азаров Д.В.),

установил: Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федерации профсоюзов Брянской области о взыскании 160 666 руб. 98 коп., в том числе 147 536 руб. 23 коп. основного долга и 13 130 руб. 75 коп. пеней.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2009  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись  с решением Арбитражного суда Брянской области,  Федерация профсоюзов Брянской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, поскольку изменения к договору аренды в части изменения ставок арендной платы им не подписывались, оснований для взыскания арендной платы в увеличенном размере не имеется. Заявитель считает неправомерной ссылку суда в обоснование увеличения установленного для ответчика размера арендной платы на постановление администрации Брянской области от 07.12.2007 №973, указывая, что данный правовой акт не является законодательным, следовательно, не может служить основанием для изменения истцом размера арендной платы в одностороннем порядке. Заявитель подчеркивает, что им в соответствии с условиями договора был произведен сводный расчет арендной платы за землю за 2008 год и данный расчет был принят истцом без возражений, в связи с чем оснований для изменения установленного договором размера арендной платы не имеется.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2009 года проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены или изменения решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Брянска и Федерацией профсоюзов Брянской области был заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на правах аренды №3915 от 28.01.1997. По условиям договора истец передает, а ответчик принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 1 773 кв.м.

Согласно п. 2.4 вышеуказанного договора арендная плата вносится ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего квартала. Размер арендной платы – 25% от ставки земельного налога за 1 кв.м (п.2.3. договора).

Пунктом 2.1 договора аренды установлена годовая арендная плата в сумме 801,96 руб., сумма ежемесячной арендной платы - 66,83 руб.

Постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 №973 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» были изменены критерии определения размера арендной платы. Согласно п.2 указанного постановления размер арендной платы за пользование земельными участками определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков.

Ответчик в представленном в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации сводном расчете арендной платы за землю на 2008 год произвел расчет арендной платы, исходя из установленных договором критериев – 25% от ставки земельного налога за 1 кв.м.

Письмом №36-2778 от 30.03.2009 арендодатель возвратил без согласования представленный ответчиком сводный расчет за землю по тем основаниям, что примененный ответчиком размер арендной платы не предусмотрен постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 №973. Ответчику предложено произвести расчет арендных платежей за землю в соответствии с размерами, установленными вышеуказанным постановлением.

Ссылаясь на то, что ответчиком арендная плата в размере, предусмотренном постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 №973, уплачена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности определения истцом размера арендной платы на основании постановления администрации Брянской области от 07.12.2007 №973, установившего новые критерии определения арендной платы за пользование земельными участками.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Брянской области законным и обоснованным, исходя из следующего.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип платности за пользование землей в РФ. В ст. 22, 65 ЗК РФ прописаны условия и критерии взимания арендной платы за землю. Так, положениями вышеуказанных норм предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется договором аренды.

То есть из буквального толкования приведенных норм следует, что такие вопросы, как порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения отнесены к компетенции собственника земель.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 17.04.2006 №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Брянской области от 09.10.2006 №76-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым губернатором Брянской области.

Таким образом, указанным законом субъекта РФ – Брянской области установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Брянска, к числу которых относится и спорный земельный участок, осуществляется субъектом РФ - Брянской областью в лице соответствующего исполнительного органа.

Статья 614 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Договором аренды от 28.01.1997 №3915 установлен размер арендной платы в 25% от ставки земельного налога за 1 кв.м. Согласно п.2.7. размер арендной платы может быть изменен досрочно по требованию одной из сторон, но не чаще чем один раз в год или в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Из содержания вышеуказанных положений подписанного между сторонами договора следует, что изменение арендной платы, подлежащей уплате ответчиком, обусловлено необходимостью согласования сторонами условия о ее размере только в случаях, когда изменение размера арендной платы происходит по инициативе одной из сторон, при отсутствии каких-либо иных предпосылок для изменения размера арендной платы. В тех случаях, когда происходит централизованное изменение ставок арендной платы в законодательном порядке, автоматически подлежит пересчету и арендная плата. При этом условия об обязательном уведомлении арендатора об изменении размера арендной платы договором не предусмотрено.

Постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 №973 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» были изменены критерии определения размера арендной платы. Согласно п.2 указанного постановления размер арендной платы за пользование земельными участками определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков, что свидетельствует о наступлении условия, предусмотренного договором, при котором размер арендной платы изменяется автоматически, без необходимости согласования сторонами условия об изменении арендной платы и уведомления арендатора о таком изменении.

Таким образом, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате в сумме 147 536 руб. 23 коп. за период с 01.01.2008 по 24.04.2009 и пени в сумме 13 130 руб. 75 коп., в соответствии с п.2.5. договора, согласно которому в случае неуплаты в установленный срок арендных платежей арендатор уплачивает неустойку в размере 0,7% за каждый день просрочки от суммы платежей за истекший период.

Довод заявителя о том, что, поскольку изменения к договору аренды в части изменения ставок арендной платы им не подписывались, оснований для взыскания арендной платы в увеличенном размере не имеется, необоснован, поскольку, как указывалось выше, из содержания п.2.7. подписанного между сторонами договора следует, что в рассматриваемом случае изменение арендной платы, подлежащей уплате ответчиком, не связано с необходимостью согласования сторонами условия о ее размере. Принятие постановления администрации Брянской области №973, которым изменен порядок определения размера арендной платы, повлекло автоматическое изменение размера подлежащей уплате ответчиком арендной платы в одностороннем порядке.

Не может быть принята во внимание и ссылка заявителя на то, что постановление администрации Брянской области от 07.12.2007 №973 не является законодательным актом, следовательно, не может служить основанием для изменения истцом размера арендной платы в одностороннем порядке.

Гражданский оборот земли урегулирован частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Согласно вышеназванным законодательным актам размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, к которым применяются корректирующие коэффициенты, устанавливаемые в рамках федерального законодательства.

Устанавливая порядок определения размера арендной платы в централизованном порядке, администрация Брянской области как высший орган исполнительной власти субъекта РФ – Брянской области регулирует публичные отношения, складывающиеся при аренде земель, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, реализуя полномочия собственника данных земельных участков. Вопрос об установлении размера арендной платы за землю, включая вопрос о повышении или понижении ставок арендной платы, находится в компетенции указанного органа власти.

Регулируемые ставки арендной платы обязательны для всех землепользователей и носят публичный характер. Указанное постановление администрации не признано недействительным в установленном законом порядке.

Довод заявителя жалобы о том, что им в соответствии с условиями договора был произведен сводный расчет арендной платы за землю за 2008 год и данный расчет был принят истцом без возражений, в связи с чем оснований для изменения установленного договором размера арендной платы не имеется, также не может быть принят во внимание.

Письмом №36-2778 от 30.03.2009 арендодатель возвратил без согласования представленный ответчиком сводный расчет за землю по тем основаниям, что примененный ответчиком размер арендной платы не предусмотрен постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 №973. Ответчику предложено произвести расчет арендных платежей за землю в соответствии с размерами, установленными вышеуказанным постановлением.

Кроме того, согласно п.2.6. постановления администрации Брянской области №973, арендаторы-организации, а также арендаторы-физические лица, использующие земельные участки в предпринимательской деятельности, самостоятельно определяют арендную плату за землю исходя из размеров, установленных настоящим постановлением, и представляют в Управление имущественных отношений Брянской области сводный расчет арендной платы за землю с разбивкой по кварталам не позднее 10 марта текущего года.

Таким образом, с момента вступления указанного постановления в законную силу ответчик как арендатор должен был в самостоятельном порядке определить размер подлежащей уплате им арендной платы и представить истцу соответствующий сводный расчет, независимо от наличия либо отсутствия уведомления истца об изменении постановлением Брянской областной администрации порядка определения размера арендной платы.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Федерации профсоюзов Брянской области и отмены принятого законного и обоснованного решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Брянской области от 29 июня 2009 года по делу № А09-4742/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

                  Н.А. Полынкина

Судьи

                 В.Н. Стаханова

                     О.А. Тиминская

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу n А23-1656/09А-9-51. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также